Бухучет инфо

Как составить бухгалтерский баланс

Печать

Процесс управления и его информационное обеспечение подразумевает наличие статистической и бухгалтерской отчетности, внеучетные сведения, оперативные данные. Степень использования информационных ресурсов в управлении различна: однако общей тенденцией является (до сих пор) достаточно слабое применение данных бухгалтерской отчетности при выработке управленческих решений.

Основная форма бухгалтерской отчетности это бухгалтерский баланс. Наглядное представление о финансовом положении дают все графы и строки по состоянию на определенный период. Баланс также отражает экономическое положение предприятия и дает прогноз на будующее.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский баланс – не просто главная форма финансовой отчетности, но и источник многоаспектной информации. Не случайно крупные зарубежные компании, публикуя финансовую отчетность, придают ей рекламный характер: структура публикуемых отчетов строится таким образом, чтобы заинтересовать читателя, обратить его внимание, прежде всего на наиболее привлекательные стороны деятельности компании. В соответствии с этим существенно расширяется круг пользователей бухгалтерской отчетности: к числу их относятся не только руководители, управляющие, акционеры, налоговые инспекторы, финансовые и банковские служащие, но и разного рода инвесторы, выгодные партнеры по бизнесу.

Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия даже специалисту, владеющему техникой учета, которому не всегда удается уловить взаимосвязи отчетных форм, экономический смысл отдельных статей баланса.

Особенно трудно приходится бухгалтерским работникам сейчас, когда многие понятия, несмотря на прежнюю терминологию, обретают новый смысл, требуют иного подхода к обычным процедурам учета. Бывшая жесткая регламентация процедур учета, показателей учетных форм, уступает место самостоятельности, требующей инициативы, которая опирается на знание практического опыта стран с рыночной экономикой.

Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении общих требований к отчетной информации, изложенных в положениях (стандартах) по ведению бухгалтерского учета.

Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим требованиям МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). К настоящему времени подготовлено более 40 международных стандартов финансовой отчетности, рекомендации которых в той или иной степени следует учитывать.

Кроме бухгалтеров-специалистов все, кто, так или иначе вовлечен в деловую жизнь: менеджеры, собственники, инвесторы, банкиры, юристы, оперируют терминами и понятиями бухгалтерского учета. Но не всегда они в эти понятия вкладывают настоящий смысл.

Часто под словом «бухгалтерия» подразумевается, главным образом, ведение бухгалтерских записей. Однако современный бухгалтерский учет выходит далеко за рамки простой регистрации. Предмет бухгалтерского учета не сами записи, а то, для чего они предназначены – это их анализ и интерпретация, установление зависимости между финансовыми результатами и теми действиями, которые привели к таким результатам, это поиски альтернативных путей ведения дела и помощь руководству в выборе лучшего варианта действий. Собственников и руководителей организации интересуют (волнуют) два главных вопроса:

♦ будет ли данный бизнес давать прибыль;

♦ в состоянии ли организация выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к закрытию дела в связи с недостатком ресурсов.

Возможность получить ответы на эти вопросы дает изучение бухгалтерской отчетности организации, анализ ее главной формы – бухгалтерского баланса. И это должно быть каждодневной заботой не столько работников бухгалтерских служб, сколько руководителей, управляющих, менеджеров среднего звена.

Нынешние руководители «Jeneral Motors”, «Pepsi Co”, крупных и крупнейших автомобильных компаний в прошлом являлись бухгалтерами финансистами. Опыт учетной работы сыграл ключевую роль в их карьере, так как благодаря учету, который пронизывает все службы предприятия, они были тесно связаны с оперативным планированием и контролем, с затратами и финансовыми результатами.

В практическом пособии, которое, прежде всего, предназначено российским руководителям, собственникам, открывающим свой бизнес, делается попытка изменить отношение российских пользователей к деловой информации, в частности, к бухгалтерскому балансу, которому должна отводиться не только роль главного документа бухгалтерской (финансовой отчетности), но (и это прежде всего) способу балансового обобщения, из которого по сути дела и формируется отчетный баланс.

Вопросы балансового обобщения рассматриваются в учебном курсе «Теория бухгалтерского учета» в экономических и коммерческих вузах, в нем основное внимание уделяется предмету и методу бухгалтерского учета, а элементы метода рассматриваются в статике, обособленно друг от друга. Отчетный же баланс изучается в составе завершающих учетных дисциплин. Таким образом, уже в ходе обучения у специалиста закладывается разрыв между взаимосвязанными понятиями: баланс как метод бухгалтерского учета и баланс как форма отчетности.

Между тем динамика учетной процедуры составления бухгалтерского баланса начинается со сбалансированности и балансового обобщения. Тогда только складывается целостное восприятие бухгалтерского учета, как информационной модели экономического субъекта, его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Комментарии:

 

Голосование

Планируете ли вы составлять бух. отчетность по упрощенной форме для малых предприятий?