Бухучет инфо

МРОТ с 1 января 2016 года

Печать

МРОТ с 1 января 2016 года в России - таблица по регионам

Федеральный МРОТ с 1 января 2016 года составит 6204 руб.

Такое решение было принято после долгих и сложных дискуссий, продолжавшихся в течение года между Минфином и Центробанком с одной стороны и Минтруд - с другой. Окончательная точка в этом вопросе была поставлена в конце октября на заседании Правительства РФ, и теперь МРОТ 2016 года уже вряд ли будет пересмотрен (по крайней мере, до середины будущего года).

Напомним, что еще в конце 2014 года Минтруд внесло предложение поднять уровень минимальной зарплаты до прожиточного минимума. По задумке ведомства этот процесс следовало произвести в несколько этапов и уложиться в срок до 2017 года. Однако у финансового блока в правительстве такое предложение сразу вызвало серьезные возражения. По их доводам в условиях кризиса у России просто нет денег на подобные меры. Мало того, Минфин активно продвигал идею и вовсе заморозить индексацию соцвыплат на несколько лет. В итоге победил компромисс: МРОТ 2016 повысили, но не на 12% (это размер ожидаемой в 2016 году инфляции), а всего на 4%.

Следует отметить, что МРОТ влияет на размер декретных выплат и ежемесячного пособия по уходу за ребенком – в том случае, если стаж роженицы на момент выхода в декретный отпуск составляет менее 6 месяцев. МРОТ берется за основу размера выплаты. Ежемесячно молодая мама будет получать денежную помощь в размере 1 МРОТ (сумма зависит от каждого отдельного взятого региона). Также, если среднедневной заработок женщины получается ниже установленного МРОТа, работодатель обязан производить выплаты по минимальному размеру оплаты труда.

Регион Российской Федерации

Размер МРОТ
с 01.01.2014
(руб.)

Размер МРОТ
с 01.01.2015
(руб.)

Размер МРОТ
с 01.01.2016
(руб.)

Центральный федеральный округ

Белгородская область

5 554

7 279 (?)

 

Брянская область

6 000

6 500

 

Владимирская область

6 000

5 965

6 000
7 000 (с 11.04.2015)

 

Воронежская область

5 554

5 965 (?)

 

Ивановская область

5 554

8 645 (?)

 

Калужская область

в размере
прожиточного минимума

в размере
прожиточного минимума

 

Костромская область

в размере
прожиточного минимума

5 965

в размере
прожиточного минимума

 

Курская область

5 554

в размере
прожиточного минимума

5 965

в размере
прожиточного минимума

 

Липецкая область

6 000

в размере не ниже 1,3
прожиточного минимума

6 000

в размере не ниже 1,3
прожиточного минимума

 

Московская область

11 000
12 000

12 000

 

Орловская область

5 554

7 938 (?)

 

Рязанская область

5 600
6 500

6 500

 

Смоленская область

6 200

6 200

 

Тамбовская область

5 815
7 000

5 815

7 000

 

Тверская область

5 554

6 000

7 000

 

Тульская область

10 500
10 000
12 000

10 000

12 000

 

Ярославская область

5 554

6 000

8 0212

 

г. Москва

12 600
14 000

14 500

15 000
(с 01.04.2015)

16 500
(с 01.06.2015)

17 300
(с 01.11.2015)

 

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

5 796

в размере
прожиточного минимума

5 796

в размере
прожиточного минимума

 

Северная часть Республики Карелия: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша


7 213

в размере
прожиточного минимума


7 213

в размере
прожиточного минимума

 

Республика Коми

6 000

6 500

 

Архангельская область

5 554

5 965

 

Вологодская область

5 554

5 965

 

Калининградская область

7 500
8 000

8 500
(с 01.01.2015)

9 000
(с 01.07.2015)

10 000
(с 01.10.2015)

 

Ленинградская область

7 300
7 450

7 600
(с 01.04.2015)

7 800
(с 01.09.2015)

 

Мурманская область

10 730

12 013

 

Новгородская область

5 554

в размере
прожиточного минимума

5 965

в размере
прожиточного минимума

 

Псковская область

 

5 965

 

г. Санкт-Петербург

8 868

9 445

11 000
(с 15.08.2015)

 

Ненецкий авт.округ

 

5 965

 

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

5 554

5 965

 

Республика Калмыкия

5 554

5 965

 

Республика Крым

5 554

 

 

Краснодарский край

в размере
прожиточного минимума

8 027 (?)

 

Астраханская область

5 554
6 500

5 965

6 500

 

Волгоградская область

в размере 1,2
прожиточного минимума

5 965

в размере 1,2
прожиточного минимума

 

Ростовская область

8 934

5 965

 

г. Севастополь

4 628,4

 

 

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

5 554

5 965

 

Республика Ингушетия

5 554

5 965

 

Кабардино-Балкарская Республика

5 554

5 965

в размере
прожиточного минимума

 

Карачаево-Черкесская Республика

5 554

5 965

 

Республика Северная Осетия – Алания

5 554

5 965

 

Чеченская Республика

5 554

8 252 (?)

 

Ставропольский край

5 554

7 240 (?)

 

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

5 554

6 900

6 900

 

Республика Марий Эл

6 549

7 548

 

Республика Мордовия

5 554

5 965

 

Республика Татарстан

5 554
6 420

5 965

6 420
7 309
(с 02.10.2015)

 

Удмуртская Республика

5 207

5 207

 

Чувашская Республика

5 554

5 965

6 988
(с 18.06.2015)

 

Пермский край

в размере
прожиточного минимума

5 965

в размере
прожиточного минимума

 

Кировская область

5 554

5 965

 

Нижегородская область

5 554
7 140

5 965

7 800

6 204

9 000

Оренбургская область

5 554

5 965

 

Пензенская область

5 554

5 965

 

Самарская область

5 554

5 965

 

Саратовская область

6 200

6 200

 

Ульяновская область

5 554

7 918

 

Уральский федеральный округ

Курганская область

5 554
7 321

5 965

7 321

 

Свердловская область

7 095
7 090
7 090

7 090
8 154 (с 01.07.2015)
8 862 (с 01.07.2016)

 

Тюменская область:

 

7 160

8 934

 

для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области

5 650

5 650

 

для работников внебюджетного сектора экономики

8 305

8 305

 

Челябинская область

7 630

5 965
6 100 (с 01.07.2015)
8 300

 

Ханты-Мансийский авт.округ – Югра

МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки

МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки

 

Ямало-Ненецкий авт.округ

11 171

12 431

 

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

5 554

7 005 (?)

 

Республика Бурятия

6 693
5 554

5 965

 

Республика Тыва

5 554

5 965

 

Республика Хакасия

5 554

5 965

 

Алтайский край

7 005

5 965

7 005

 

Забайкальский край

5 554/6 760
6 044/8 059

5 554/6 760
6 044/8 059

 

Красноярский край

5 554

5 965/9544 - 24026

 

для районов Крайнего севера Красноярского края:

 

 

 

г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

 

5 965

 

Северо-Енисейский район

 

5 965

 

Туруханский район – севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, Эвенкийский муниципальный район – севернее параллели 63° северной широты, южнее параллели 63° северной широты

 

5 965

 

южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, Кежемской район

 

5 965

 

г. Енисейск, г. Лесосибирск, Богачанский район, Енисейский район, Мотыгинский район,

 

5 965

 

Иркутская область

5 554

5 965

 

Кемеровская область

11 302,5 - II кв
12 054 - III кв
12 075 - IV кв

12 075

 

Новосибирская область

9 030

 

 

Омская область

6 387

5 965

6 387

 

Томская область

8 581

8 581
7 967
10 440

 

в районах Крайнего севера и городе Колпашево (Томская область)

10 440

 

 

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

12 515

12 515

 

Камчатский край

14 440

 

 

Приморский край

5 554

5 965

 

Хабаровский край

8 142
9 485

9 485

 

Амурская область

5 535
5 995

5 535
5 995

 

По северной зоне Амурской области

5 995

 

 

Магаданская область

14 550
15 720

14 550
15 720

 

Сахалинская область

12 100
12 400

12 400
15 352
16 533

 

Еврейская авт.область

5 995

5 995

 

Чукотский авт.округ

5 554

5 965

 

----------------------------------------------------------
1 - для работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы
2 - для работников организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
3 - Дополнительное соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей о внесении изменений в Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30 октября 2015 г. № 77-783-2

Базовый оклад: его функции и соотношение с прожиточным минимумом

Изначально институт минимальной зарплаты был разработан для борьбы с потогонным трудом. Начало 20 века сопровождалось серьезными социальными потрясениями, войнами и экономическими кризисами. В результате работники, занятые на самых низкооплачиваемых вакансиях, стали жертвами произвола со стороны работодателей.

Юридически гарантированный минимум оплаты труда зафиксирован в Конвенции Международной организации труда №131, принятой в 1970 году. Этот международный документ ратифицирован (подписан) и Россией. В нашей стране эти отношения регулируются специальным законом 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Этот документ содержит 3 основных принципа:

  • В России действуют два уровня базовых зарплат: федеральные и региональные;
  • Работодатель не может установить заработную плату работнику ниже, чем установлено в законе;
  • Уровень минимальной заработной платы подлежит индексации (увеличению). Именно о соблюдении этого пункта при установлении МРОТ 2016 в правительстве разгорелась крайне жесткая дискуссия.

Минимальная зарплата и прожиточный минимум

Статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однако тот факт, что добиться этого одномоментно невозможно, признавался с самого начала внесения этой нормы в ТК. Поэтому трудовой кодекс содержит статью 421, в которой указано, что гарантированный доход россиян до уровня прожиточного минимума будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Как и во многих других случаях никакого специального закона на этот счет так принято и не было, поэтому правительство повышает минимальную зарплату постепенно (в большей степени по собственному усмотрению) до тех пор, пока она не достигнет прожиточного минимума. При этом конкретных сроков, за которые это должно произойти, нигде не указано.

Ранее, в конце 2014 года Минтруд пытался продвинуть законопроект, в котором устанавливался бы четкий график повышения минимального оклада до уровня прожиточного минимума. Но принятый в правительстве проект МРОТ2016 ставит на этой задумке крест.

Если зарплата меньше минимальной, - это нарушение?

Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется. Действительно, согласно законодательству заработная плата россиян не должна быть ниже минимального уровня, напомним, что в 2016 году МРОТ в России составит 6024 руб. Однако не все работники трактуют это правило верно. Давайте разберемся.

Согласно ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» зарплата не может быть ниже установленной этим законом. Но учтите, что ТК РФ предусматривает, что заработная плата может состоять из нескольких составляющих:

  • Оклад;
  • Компенсирующие выплаты (коэффициенты, доплаты за особые условия труда);
  • Стимулирующие выплаты (премии).

Так вот МРОТ 2016, как и предыдущие минимальные зарплаты, будет действовать только по отношению к общей зарплате. То есть оклад в РФ в 2016 году может быть ниже МРОТ на 2016 год, а вот общая получаемая зарплата - нет.

Во-вторых, не надо забывать, что зарплатой в России считается сумма, получаемая работником до уплаты налогов. То есть та сумма, которая указана в зарплатной ведомости без учета НДФЛ. Именно эта зарплата должна умещаться в МРОТ 2016. Зарплата, получаемая фактически (на руки), может быть меньше минимального уровня зарплаты, так как из нее вычтен НДФЛ.

В-третьих, закон устанавливает, что ниже минимального дохода не может быть заработная плата работника, отработавшего полный отчетный период в условиях полной занятости. То есть для работающих по совместительству или на условиях неполного рабочего дня МРОТ 2016 будут рассчитывать пропорционально фактически отработанному времени.

Минимальная зарплата в регионах

Согласно ст. 133.3 Трудового кодекса РФ регионы имеют права (но не обязаны) устанавливать свои собственные уровни минимальной заработной платы. При этом закон предъявляет к ним следующие требования:

  • Они должны быть рассчитаны с учетом местных социально-экономических реалий (уровня зарплат, цен и безработицы);
  • Они должны также учитывать местный показатель прожиточного минимума и стремиться в перспективе сравняться с ним;
  • Они не могут быть ниже минимальной зарплаты, установленной государством.

На сегодняшний день собственным значением минимальной гарантированной зарплаты обзавелись всего 38 региона из 83 субъектов РФ. В большинстве своем это либо регионы-доноры (территории, не испытывающие проблем с пополнением бюджета, такие как Москва, Снакт-Петербург и регионы, на территории которых развита нефтегазодобывающая отрасль), либо территории Крайнего Севера, где федеральный МРОТ просто нежизнеспособен (так как прожить там на эти деньги при «северных» ценах невозможно даже в теории). Самая высокая минимальная зарплата в России традиционно выплачивается в Москве, МРОТ Москвы 2016 составит 16500 руб. (по крайне мере так планируется).

Многие аналитики и представители власти всерьез рассчитывают на то, что местные минимальные размеры зарплаты смягчат столь невысокое повышение федерального МРОТ 2016 (в 3 раза меньше ожидаемой инфляции).

Как устанавливается минимальный уровень зарплат в субъектах РФ

Федеральный МРОТ 2016 закреплен в Федеральном законе, принятом Парламентом и подписанном Президентом. Но на региональном уровне весь процесс строится иначе. В субъектах этот показатель устанавливается не законом, а трехсторонним соглашением.

Как видно из названия, этот документ должны согласовать и подписать три стороны:

  • Правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.);
  • Объединения профсоюзов или их федерации. Эти организации выступают от имени работников;
  • От имени работодателей в установлении и утверждении местного МРОТ, участвует Союз промышленников и предпринимателей.

Хитрая особенность этого документа состоит в том, что соглашение не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял.

Процесс выражения согласия с местным уровнем минимальной зарплаты для работодателя следующий. Принятое соглашение публикуется в региональных СМИ. У работодателя есть 30 дней, чтобы написать в региональную администрацию заявление о несогласии применять у себя на предприятии уставленный регионом уровень минимального дохода работников. Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением. Но на практике случаи, когда работодатели использовали свое право не участвовать в соглашении о региональном МРОТ, единичны.

Не стоит забывать, что в районах Крайнего Севера и территориях, к ним приравненных, местный районный коэффициент должен находить свое отражение в МРОТ 2016. Существует две позиции по этому вопросу:

  • Верховный суд РФ считает, что МРОТ в этих районах должен умножаться на соответствующие коэффициенты;
  • Минтруд считает, что этот коэффициент должен быть сразу включен в региональном уровне МРОТ.

По материалам: http://subsidii.net

Комментарии:

 

Голосование

Планируете ли вы составлять бух. отчетность по упрощенной форме для малых предприятий?