Заполнение счетов-фактур - „лишние реквизиты“

Пунктом 5 статьи 169 НК РФ установлены обязательные реквизиты, которые должна содержать выдаваемая покупателю счет-фактура.

К ним относятся:

· порядковый номер (см. раздел настоящего издания „Нумерация“) и дата выписки счета-фактуры. Причем в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры должны быть выставлены продавцом (поставщиком) покупателю не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). На наш взгляд, дата отгрузки товара включается в пятидневный срок. Стоит отметить, что ответственность за несвоевременную выдачу счета-фактуры или даже невыдачу счета-фактуры продавцом своему контрагенту действующим законодательством не предусмотрена. Поэтому страдает в данном случае покупатель, который не может предъявить НДС к вычету. Мерой ответственности может являться только прекращение деловых отношений с „нерадивым“ поставщиком. Однако если поставщик является монополистом в этой сфере (энергоснабжающие предприятия, операторы связи, узкоспециализированные поставщики), то покупатель оказывается абсолютно беззащитным;

· наименование (для юридических лиц, являющихся коммерческой организацией – фирменное наименование, для некоммерческих организаций – наименование, содержащее указание на характер деятельности организации, для индивидуальных предпринимателей – имя), адрес (для индивидуальных предпринимателей – место жительства, для юридических лиц – место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации) и ИНН налогоплательщика и покупателя. Налоговым кодексом не предусмотрено внесение в счет-фактуру кода причины постановки на учет (КПП). Однако Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 914 „Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость“, касающиеся введения КПП в форму счета-фактуры. Считаем необходимым предупредить, что в данном вопросе при разрешении споров между налоговыми органами и налогоплательщиками арбитражные суды принимают сторону налоговиков. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций лучше указывать КПП;

· наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя (если поставка осуществляется транзитом). Причем в данном случае под адресом понимается почтовый адрес, как грузоотправителя, так и грузополучателя в соответствии с Правилами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то разрешено указывать „он же“. А что касается грузополучателя, то указание на то, чтобы указывать „он же“ в случае совпадения, Правилами не предусмотрено. И налоговым ведомством не разрешается при совпадении покупателя и грузополучателя товара в одном лице указывать в строке 4 счета-фактуры фразу „он же“ (письмо МНС России от 26.02.2004 г. № 03-1-08/525/18). Однако существует обширная судебная практика судов разных регионов, которые не признают обоснованным отказ налоговых органов по причине указания в данном реквизите „он же“ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2006 г. № А19-38799/0552-Ф02-2084,2709/06-С1, Уральского округа от 26.04.2006 г. № Ф09-3069/06-С2).

Если же понятия грузоотправитель и грузополучатель невозможно применить, например, в случае оказания услуг, то в соответствующих строках ставятся прочерки (письмо Минфина РФ от 23.09.2004 г. № 03-04-11/158). В то же время допускается в случае совпадения продавца и грузоотправителя, покупателя и грузополучателя ставить указывать одинаковые данные вместо прочерков. Минфин России нарушением это не считает (письмо от 24.04.2006 г. № 03-04-09/07);

· номер платежно-расчетного документа в случае получения покупателем аванса или иных платежей в счет предстоящих поставок (или выполнения работ, оказания услуг). Следует отметить, что Правила дополняют данный реквизит, установленный Налоговым кодексом, датой платежно-расчетного документа. Под расчетными документами понимаются платежные поручения, чеки, аккредитивы, инкассовые поручения и т. д. В то же время при оказании услуг связи допускается выставлять счета-фактуры одновременно с платежно-расчетными документами, но не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (письмо МНС России от 24 июля 2001 г. № 03-4-09/2189/34-х127), следовательно, в данном случае под платежно-расчетным документом подразумевается платежное требование на оплату либо счет. В случае оплаты наличными Правила предусматривают указывать в данной строке реквизиты кассового чека. Указание номера приходного кассового ордера, а не кассового чека считается нарушением (письмо Минфина России от 24.04.2006 г. № 03-04-09/07). Напомним, что строка 5 заполняется только в случае получения авансовых платежей в счет отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Если в счет отгрузки товара поступало несколько авансовых платежей, то указываются реквизиты всех платежно-расчетных документов. Некоторые организации указывают номер накладной, номер договора, что является излишним;

· наименование поставляемых (отгруженных) товаров, видов выполненных работ, оказанных услуг и единицы измерения (в штуках, килограммах, метрах и т. п.). Если указать единицу измерения невозможно, например, при оказании услуг, то в этой графе ставится прочерк. Хотя если оказываемую услугу можно измерить, например, консультация аудиторской фирмы, выраженная в часах, или арендная плата за месяц или квадратный метр площади, то такую единицу измерения следует указать;

· количество (объем) поставленных (отгруженных) товаров, работ, услуг по данному счету-фактуре, исходя из принятых по этому документу единиц измерения;

· цена (тариф) за единицу измерения, если ее возможно указать, в соответствии с заключенным договором (контрактом) без учета суммы НДС, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы НДС. Перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 „О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“.

При заключении договоров стороны вправе самостоятельно определять цены на поставляемую продукцию или оказываемые услуги, однако при этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения согласно ст. 40 НК РФ принимаемая цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, должна соответствовать уровню рыночных цен;

· стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгружаемых) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав без учета НДС;

· сумма акцизов (только по подакцизным товарам);

· налоговая ставка. Статьей 164 НК РФ установлены следующие ставки НДС:

1) ставка 0 %, которая применяется в отношении операций, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ. Например, экспорт товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, которые экспортируются на территории государств – участников СНГ) при условии его подтверждения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы таможенной территории РФ и в других случаях;

2) ставка 10 %, которая применяется в отношении операций, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в частности, при реализации отдельных видов продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар, соль, хлеб и др.), товаров для детей (детские кровати и матрацы, коляски, счетные палочки, подгузники и др.), а также периодических печатных изданий, если таковые не носят рекламного или эротического характера, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера и др., отдельных видов медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

3) ставка 18 %, которая применяется по всем остальным товарам, а также работам и услугам, не перечисленным в пунктах 1 и 2 статьи 164 НК РФ;

4) расчетные ставки 18/118 % и 10/110 %, которые применяются при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2–4 статьи 155 НК РФ, а также при удержании налога налоговыми агентами, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, при передаче имущественных прав и т. д.

При реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС или освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ и со статьей 145 НК РФ, счета-фактуры выставляются без выделения в них соответствующих сумм НДС. При этом в счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп „Без налога (НДС)“ согласно пункту 5 статьи 168 НК РФ;

· сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, и определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

· стоимость всего количества поставляемых (отгружаемых) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы НДС;

· страна происхождения товара. Данная графа заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Если налогоплательщик реализует товары российского производства или оказывает услуги, то в данной графе указывается прочерк. Однако не является нарушением, если налогоплательщик укажет слово „Россия“ или „РФ“, так как это не противоречит порядку заполнения счетов-фактур, установленному пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Такое разъяснение дано в письме МНС РФ от 05.07.2004 г. № 03-1-08/1485/18. Таким образом, данную графу заполняют организации-импортеры, а также организации, приобретающие импортированные товары на внутреннем рынке. При реализации импортных товаров, приобретенных у российских поставщиков, информацию о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации организации получают из выставленного в их адрес счета-фактуры продавца. При этом продавец несет ответственность за соответствие указанных сведений о стране происхождения в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям и ранее полученным счетам-фактурам и другим товаросопроводительным документам. Страна происхождения каждого конкретного товара указывается в виде кода в графе 34 ГТД. Этот код соответствует Общероссийскому классификатору стран мира. В случае отсутствия информации о стране происхождения импортного товара по вине продавца, налогоплательщик не несет за это ответственности, так как он должен нести ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах тем, которые содержатся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Арбитражная практика поддерживает налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2004 г. по делу № А56-40828/03). Судом было отмечено, что налогоплательщик, покупающий товары, не может нести ответственность за отсутствие в счетах-фактурах информации, предусмотренной подпунктами 13 и 14 пунктом 5 статьи 169 НК РФ, не указанной продавцом;

· номер таможенной декларации. Налогоплательщик, импортировавший товар, должен сформировать номер ГТД, указываемый в счете-фактуре на продажу товара в соответствии с порядком, установленным совместным Приказом ГТК России и МНС России от 23 июня 2000 г. № 543/БГ-3-11/240. При этом номер должен состоять из собственно номера ГТД, а через дробь указывается порядковый номер товара, содержащийся в графе 32 ГТД основного или добавочного листа. При отсутствии данной информации налоговый орган может отказать в вычете НДС. В случае перепродажи импортных товаров покупатель указывает в выставляемом счете-фактуре номер ГТД, указанный продавцом. В данном случае также работает правило, что налогоплательщик, реализующий данные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах информации, содержащейся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Таким образом, при выставлении счетов-фактур следует обеспечивать наличие обязательных реквизитов, указанных выше. В то же время, введение дополнительных реквизитов (указание слова „Россия“ при выставлении счетов-фактур по реализуемым российским товарам, при совпадении продавца и грузоотправителя, покупателя и грузополучателя указывать не прочерки, и полное наименование в строках 3 и 4, указывать дополнительные ссылки на номер договора или номер товарной накладной) не рассматривается проверяющими органами как нарушение установленного порядка выставления счетов-фактур. На это указывает ряд писем, а также разъяснения специалистов налоговых и финансовых ведомств. При этом следует учитывать, что изменения внешней формы счета-фактуры не должны нарушать последовательности расположения, содержания и числа показателей, утвержденных в типовой форме (письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15). В этом же письме даются разъяснения касательно заполнения счета-фактуры комбинированным способом (с помощью компьютера и ручным способом). Такие счета-фактуры признаются соответствующими требованиям налогового законодательства, если не содержат подчистки и помарки, а исправления, внесенные в счета-фактуры, заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Следует отметить, что налоговые органы не приветствуют смешанный способ заполнения счетов-фактур, склоняясь к выводу, что такой счет-фактура может быть дополнен покупателем от руки в части недостающих реквизитов. При этом подобные дополнения трактуются как исправления, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления в соответствии с п.29 Правил. Однако суды решают подобные споры в пользу налогоплательщика, ссылаясь на отсутствие доказательств со стороны налоговой инспекции по внесению исправлений именно покупателем, а, следовательно, считается установленным факт изначального изготовления спорного счета-фактуры смешанным (машинно-рукописным способом) (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2004 № Ф04/2644-292/А67-2004, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2004 № А19-5097/04-33-Ф02-4012/04-С1, Центрального округа от 12.07.2004 № А48-4869/03-2).

26.06.2010 18:09