Переход на упрощенную систему налогообложения

3.1. Анализ целесообразности перехода на УСН и выбор объекта налогообложения

При упрощенной системе налогообложения налоговая нагрузка ниже по сравнению с общей системой налогообложения, но для принятия окончательного решения о переходе на эту систему налогообложения, как организации, так и индивидуальному предпринимателю необходимо произвести расчет получаемой выгоды.

Для наглядности рассмотрим таблицу

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели при выборе объекта налогообложения должны проявить особую внимательность и изыскать пути снижения налогооблагаемой базы, что позволяет осуществить гл. 26.2 НК РФ.


Читайте по теме: Переход на УСН в 2021 году: срок подачи заявления


Пример

Организация реализует товар в розницу.

Приобрела 100 единиц товара по цене 230 руб. и на сумму 23000 руб.

Реализация по цене 290 руб. или на сумму 29000 руб.

Издержки обращения 20 руб. на единицу, всего на сумму 2000 руб.

С суммы реализованного товара уплачиваются:

– НДС в сумме 1100 руб. (5200 руб. – 4100 руб.);

– налог на прибыль 900 руб. ((29000 руб. – 25000 руб.) × 24% : 100%).

Всего сумма к уплате налогов составит 2000 руб. (но следует учесть еще налог на имущество).

По упрощенной системе:

– при объекте налогообложения «доходы» от доходов от реализации товара 29 тыс. руб. сумма налога составит 1700 тыс. руб. (29000 руб. × 6% : 100%);

– при объекте налогообложения «доходы за вычетом расходов» от доходов от реализации 29000 руб. и расходов 25000 руб. (23000 руб. + 2000 руб.) сумма налога составит 600 руб. ((29000 руб. – 25000 руб.)) × 15%.

Данные, указанные выше, показывают выгодность упрощенной системы налогообложения.

При осуществлении оптовой торговли, переход на упрощенную систему может быть и невыгоден. Это вызвано тем, что организациям и индивидуальным предпринимателям не производится возмещение «входного» НДС при приобретении товаров, предназначенных для продажи оптом. Вопрос выгоды рассмотреть со всех сторон вплоть до образования нескольких небольших организаций вместо одной, у которой большие обороты по реализации товаров.

Пример

Организация, занимающаяся реализацией товаров оптом, имеет оборот свыше 11 000 тыс. руб. за 9 месяцев, но приняла решение перейти на упрощенную систему налогообложения.

Для того чтобы был осуществлен переход на упрощенную систему, решено создать две самостоятельные организации: одна приобретает товары, а вторая осуществляет их продажу.

Рассматривая вопрос о переходе на УСН, налогоплательщик должен правильно выбрать вариант налогообложения – «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В случае выбора объекта налогообложения «доходы»:

– налоговая ставка по ст. 346.20 равна 6% от суммы полученных доходов;

– уплаченная сумма налога снижается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом, сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Значит, минимальная сумма налога по УСН может быть 3% (с учетом 50% вычетов).

При выборе в качестве объекта налога по упрощенной системе налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

При анализе выгодности упрощенной системы налогообложения учитывается показатель рентабельности, сумма взносов, предназначенная перечислению на обязательное пенсионное страхование, и выплата пособий по временной нетрудоспособности. При этом показатель рентабельности исчисляется как отношение доходов, сниженных на величину расходов, к доходам, определяемым по требованиям гл. 26.2 НК РФ. Учесть нужно также и то, что доходы и расходы признаются по оплате, а из расходов принимаются во внимание только те, которые указаны в ст. 346.16.

При расчете показателя рентабельности, как правило, выгодность выбора объекта налогообложения зависит от следующих моментов:

1) если расчетная рентабельность составит более 40%, то в качестве объекта налогообложения применяется показатель полученных доходов, а сумма налога исчисляется в размере 6%.

Пример

Доходы организации 1500 тыс. руб., а расходы – 750 тыс. руб. Рентабельность составляет 50% ((1500 тыс. руб. – 750 тыс. руб.): 1500 тыс. руб. × 100%).

При объекте налогообложения «доходы» сумма налога составит 6% от 1500 тыс. руб., или 90 тыс. руб.

При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» налогооблагаемая база исчисляется в сумме 750 тыс. руб. (1500 тыс. руб. – 750 тыс. руб.) и, исходя из налоговой ставки 15%, сумма налога составит 112,5 тыс. руб. (750 тыс. руб. × 15%: 100%);

2) если показатель расчетной рентабельности составит менее 25%, то наиболее выгодно применять показатель «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Пример

Доходы организации составили 1500 тыс. руб., а расходы – 1275 тыс. руб. Рентабельность исчислена 15% ((1500 тыс. руб. – 1275 тыс. руб.) : 1500 тыс. руб. × 100%).

При выборе организацией объекта налогообложения «доходы» сумма налога исходя из 6%– ной ставки составит 90 тыс. руб., а при выборе объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» налог будет исчислен в сумме 33,7 тыс. руб. ((1500 тыс. руб. – 1275 тыс. руб.) × 15% : 100%);

3) если исчисленный показатель рентабельности составляет более 25%, но менее 40%, выбор объекта налогообложения будет определяться в зависимости от суммы взносов в Пенсионный фонд РФ и выплат пособий по временной нетрудоспособности.

Пример

В организации, применяющей УСН, по смете запланированы доходы в сумме 3000 тыс. руб., а расходы – 2100 тыс. руб. Рентабельность исчислена 30% ((3000 тыс. руб. – 2100 тыс. руб.) : 3000 тыс. руб. × 100%).

Взносы в Пенсионный фонд запланированы в сумме 60 тыс. руб., а выплата пособий по временной нетрудоспособности составит 45 тыс. руб.

Для определения более выгодного показателя по исчислению объекта налогообложения организация производит расчеты:

– по объекту налогообложения «доходы» сумма налога составит 180 тыс. руб. (3000 тыс. руб. × 6% : 100%);

– по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» налог должен быть уплачен в сумме 135 тыс. руб.

Но при этом в обоих случаях необходимо учесть сумму взносов в Пенсионный фонд и выплату пособий по временной нетрудоспособности – 105 тыс. руб.

Сумма налога от показателя «доходы» составит 90 тыс. руб., а от показателя «доходы, уменьшенные на величину расходов» – 135 тыс. руб.

Объект налогообложения «доходы» в большинстве случаев выгоден тем организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых сумма расходов, учитываемых при применении упрощенной системы в соответствии со ст. 346.16, невелика. И наоборот, если сумма осуществленных расходов значительна, то более выгодным объектом налогообложения будут «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Есть вероятность того, что сумма налога у налогоплательщика будет равновелика как при объекте налогообложения в виде доходов, так и при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Д × 6% : 100% = (Д – Р) × 15% : 100%,

где Д – полученные организацией или индивидуальным предпринимателем доходы;

Р – произведенные организацией или индивидуальным предпринимателем расходы.

В ходе решения данного уравнения определяется:

Д × 6% = (Д – Р) × 15%, 6Д = 15Д – 15Р, 9Д = 15Р, 9 : 15 = Д : Р Д : Р = 0,6.

Определенное конечное соотношение доходов и расходов организации или индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что если расходы составляют 60% доходов, то приемлемым является объект налогообложения, как в виде доходов, так и в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Пример

ООО «Актив» торгует оптом и в розницу. Торговля в розницу облагается налогом на вмененный доход, а оптовая деятельность находится на общем режиме налогообложения. Выручка без НДС с января по сентябрь 2007 года составила:

18 по оптовой торговли – 11 200 000 руб.;

19 от розничной торговли – 7 500 000 руб.

Внереализационных доходов нет.

С 1 января 2008 года фирма планирует перейти на «упрощенку». Рассмотрим, может ли она это сделать, если все остальные условия, предусмотренные статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса, выполнены?

Совокупный доход «Актива» без НДС за 9 месяцев составил 18 700 000 руб. (11 200 000 + 7 500 000). Это больше, чем предельная величина доходов в 2007 году (18 615 000 руб.). Поэтому в 2008 году применять УСН организация не сможет

При тех же условиях фирма имеет право перейти на «упрощенку» с 1 января 2009 года, так как для сравнения с предельной суммой доходов надо взять не всю выручку (18 700 000 руб.), а только доход от деятельности на общем режиме – 11 200 000 руб

В настоящее время переход на упрощенную систему налогообложения более выгоден для организаций, чем для индивидуальных предпринимателей. Организации, в отличие от индивидуальных предпринимателей, не уплачивают налог на прибыль (24%) и налог на имущество, а индивидуальные предприниматели не уплачивают НДФЛ (13%), но уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167– ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые по своему размеру незначительны.

Многие специалисты считают, что для определения более выгодного режима налогообложения необходимо сравнить показатели налоговой нагрузки при применении различных режимов и отдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой. Но существуют и другие факторы, оказывающие иногда решающее влияние на выбор режима налогообложения. Основные из них представлены в табл. 2.

Таблица 2

Проанализировав размер налоговой нагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды (или на основании прогнозных значений) и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выбору налогового режима для организации.

3.2. Соблюдение требований и ограничений при переходе на УСН

Если вы решили перейти на «упрощенку», необходимо проверить, вправе ли организация или индивидуальный предприниматель применять упрощенную систему налогообложения, ведь этот спецрежим подходит не всем.

Требования и условия, позволяющие налогоплательщикам применять УСН содержатся в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Переходить на упрощенную систему налогообложения могут организации, доходы которых от реализации за девять месяцев года, в котором подается заявление на применение специального режима налогообложения, не превысили 15 млн руб. (без НДС), остаточная стоимость основных средств – 100 млн руб., а средняя численность работников – 100 человек.

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право на переход на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На 2007 год коэффициент-дефлятор, установленный Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 г. № 360 равен 1,241.

Рассмотрим на какую цифру должны ориентироваться организации, переходящие на УСН с 2008 года.

Предельный доход, позволяющий организациям перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года, составит 18 615 000 руб. (15 000 000 руб.*1,241). Ту же цифру найдем и в письме Минфина России от 31.07.2007 № 03-11-04/2/192. Поэтому если за девять месяцев 2007 года организация получила, скажем, доход в сумме 19 млн. руб., то в 2008 году работать по УСН она не сможет.

Но не забывайте, что ограничение по предельному доходу распространяется только на организации, а индивидуальные предприниматели сумму девятимесячного дохода в целях перехода на «упрощенку» определять не должны.

В п. 3 ст. 346.12 НК РФ содержится ряд ограничений на применение специального режима налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году (п. 1 ст. 346.13 НК РФ), начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Однако, в соответствии с изменениями, внесенными Законом №85-ФЗ, при подаче заявления в налоговый орган по месту своего нахождения должны будут сообщить не только о размере дохода за 9 месяцев текущего года, но и о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Организации, имеющие филиалы и (или) представительства, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций, то организация вправе будет продолжать применять УСН.

При этом уплата налога и квартальных авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, производится по месту нахождения организации, т.е. по месту ее государственной регистрации (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).

Перечень лиц, которые не вправе применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В него включены иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Включение иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, в перечень организаций, которые не вправе применять УСН, связано с необходимостью постановки российских и иностранных организаций в равные условия, так как в настоящее время российские организации, имеющие филиалы и (или) представительства не вправе применять УСН.

Ранее не предусматривалось особого порядка и условий прекращения применения УСН в случае, если у организации в течение налогового периода, в котором она применяла УСН, произошла смена состава учредителей, вследствие чего доля непосредственного участия в данной организации других организаций превысила 25%.

Пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено ограничение применения УСН для организаций, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25.

В соответствии с подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ, бюджетные учреждения не могут применять упрощенную систему налогообложения.

По мнению ВАС РФ, изложенному в Решении от 19.11.2003 N 12358/03, положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются на унитарные предприятия, поскольку их имущество не распределяется по вкладам (долям, паям). Поэтому указанные предприятия могут применять УСН.

Законодательно норма, разрешающая некоммерческим организациям применять УСН, предусмотрена Законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ. В соответствии с редакцией пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, с 1 января 2006 г. могут применять УСН.

Согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.

В соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ в случае превышения численности работников организации обязаны осуществить переход на общий режим налогообложения. Эта норма введена Законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ.

Средняя численность работников определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В целях определения указанного ограничения должны учитываться основные средства и нематериальные активы, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

С 1 января 2008 года не могут применять УСН иностранные организации, состоящие на налоговом учете в России. Ранее это ограничение распространялось только на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные обособленные подразделения (подп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). А иностранным организациям, владеющим недвижимостью в России, но не занимающимся бизнесом, «упрощенка» была доступна. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ они имели право не платить налог на имущество.

С 2008 года такой возможности они лишаются, и смогут работать, независимо от деятельности и структуры, только на общем режиме налогообложения.

Теперь рассмотрим вопрос, который интересует очень многих. Это порядок перехода на УСН организаций, совмещающих общий режим с уплатой ЕНВД: какие доходы необходимо сравнивать с лимитом?

Организациям приходилось обращаться в суды, так как ранее в расчет полагалось включать все суммы, в том числе и облагаемые ЕНВД (см. письма Минфина России от 05.09.2006 № 03-11-04/2/184, от 18.07.2006 № 03-11-04/2/143 и от 28.10.2005 № 03-11-04/3/123). Суд принимал их сторону. Так, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2006 № Ф04-5468/2006(25709-А45-43) и ФАС Уральского округа от 26.06.2007 № Ф09-4753/07-С3 указывалось, что при переходе на упрощенную систему не нужно учитывать доходы от тех видов деятельности, по которым взимается ЕНВД.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ, (в редакции, вступающей в силу 1 января 2008 года), с лимитом нужно сравнивать только доходы, облагаемые в соответствии с общим режимом. То есть выручка от деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, в расчет не идет. Данное изменение будет действовать с 2008 года, поэтому впервые им можно будет воспользоваться толтко тем организациям, которые подадут заявление для перехода на УСН с целью применения УСН с 1 января 2009 года. Это подтверждает и Минфин России в письме от 14.08.2007 № 03-11-02/230.

Если организация намерена работать на «упрощенке» с 2008 года и все условия статьи 346.12 НК РФ выполнены, то согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ с 1 октября по 30 ноября 2007 года следует подать заявление в налоговую инспекцию. Его форма № 26.2-1 утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495.

Однако, Налоговый кодекс требует, да и то лишь от организаций, приводить в этом документе один показатель – доходы за девять месяцев текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Также все налогоплательщики, желающие перейти на УСН, должны сообщить налоговой инспекции о выбранном объекте налогообложения, но в заявлении или как-то по-другому, не уточняется.

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 346.13 НК РФ, вступающей в силу 1 января 2008 года, в заявлении о переходе на упрощенную систему должны проставляться и средняя численность работников, и остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Пример

ООО «Пассив» утратило право на применение УСН со второго квартала 2008 года. С 1 апреля 2008 года фирма пользуется обычным режимом налогообложения. Она сможет вернуться на «упрощенку» не со второго квартала 2009 года, то есть через один год после утраты права, а только с 1 января 2010 года, если будут соблюдены условия для применения УСН.

Применение коэффициента-дефлятора

Глава 26.2 НК РФ предусматривает применение коэффициента-дефлятора в двух случаях:

 при определении суммы предельного дохода за 9 месяцев текущего года для перехода на УСН в следующем году;

 при определении предельной суммы доходов в течение налогового периода, превысив которую налогоплательщик теряет право на применение «упрощенки».

Коэффициент-дефлятор ежегодно утверждает Министерство экономического развития и торговли РФ. Так, на 2007 год этот показатель установлен в размере 1,241 (приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года № 360). Рассмотрим порядок его применения.

Итак, есть две ситуации, когда может понадобиться проверять право на применение «упрощенки».

Первая – если организация или предприниматель уже применяет спецрежим. Тогда надо постоянно сопоставлять фактические доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, с их предельной суммой.

Вторая – касается только организаций при переходе на «упрощенку»

Предельный доход нарастающим итогом за год, при котором плательщик теряет право на «упрощенку», вырос до 20 000 000 рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). А предельный доход за 9 месяцев, который позволяет перейти на «упрощенку», – до 15 000 000 рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Новые величины предельных доходов (15 000 000 и 20 000 000 рублей) можно считать базовыми. Приводить их в соответствие с ростом потребительских цен на товары (работы, услуги) следует с учетом коэффициента-дефлятора. В 2007 году он составляет 1,241. На эту величину надо будет умножать установленный размер предельных доходов. И только потом сравнивать полученную величину с фактическими доходами.

Пример

ООО «Зевс» приняло решение с 1 января 2008 года перейти на «упрощенку». Доходы организации за 9 месяцев 2007 года составили 17 500 000 руб. Чтобы определить, имеет ли право ООО «Зевс» перейти на спецрежим, фактическую величину доходов нужно сравнить с их предельной величиной.

Предельный размер доходов в 2007 году составляет 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. × 1,241).

Поскольку фактические доходы фирмы меньше предельных (17 500 000 руб. < < 18 615 000 руб.), ООО «Зевс» имеет право перейти на «упрощенку» с 1 января 2008 года. 28 ноября 2007года ООО «Зевс» подало в налоговую инспекцию заявление о смене режима налогообложения.

3.3. Постановка на учет

В соответствии с п. 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели подают заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году ее применения.

В этом случае выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Если организации или индивидуальные предприниматели применяют одновременно упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ограничения по размеру дохода налогоплательщика или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также ограничения по средней численности работников за налоговый (отчетный) период, установленные гл. 26.2 НК РФ, применяются по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям, как это предусмотрено п. 4 ст. 346.12 НК РФ, исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, по совокупности показателей, относящихся к упрощенной системе налогообложения и системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (письмо от 8 февраля 05 № ГИ-6-2296 ФНС).

Установленное пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ положение применяется как при определении права организаций и индивидуальных предпринимателей на применение упрощенной системы налогообложения, так и в случае утраты такого права и необходимости перехода организаций или индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения.

Организации или индивидуальные предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения либо утрачивают право применения данного специального налогового режима с начала того квартала, в котором их доход, численность работников или стоимость основных средств и нематериальных активов от всех видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности, включая деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, превысит установленные главой 26.2 НК РФ ограничения.

В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство РФ по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в ст. 346.13 НК РФ возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Для новых организаций – дата регистрации в момент подачи заявления еще не известна. Поэтому в соответствующей графе ставится прочерк.

Кроме того, прочерки можно поставить в графах, в которых указываются доходы за предыдущие девять месяцев, средняя численность работников, участие в соглашениях о разделе продукции.

В заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», вновь созданная организация (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) не указывает ОГРН, ИННКПП организации (ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя).

При заполнении заявления необходимо указать налоговую базу, с которой организация будет исчислять и уплачивать единый налог.

Пример

ООО «ФОРУМ» выбрало объект обложения – доходы. Образец заполнения заявления

Документы, представляемые для регистрации организации в соответствии с Федеральным законом от 08 сентябрь 2001 № 129—ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при регистрации создаваемого юридического лица необходимо представить:

– заявление по форме № Р11001 (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439);

– решение о создании организации (протокол, договор);

– учредительные документы (оригиналы или нотариально заверенные копии);

– выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

– квитанцию об оплате госпошлины.

Каждый документ, если он содержит более одного листа, должен быть прошит и пронумерован. С обратной стороны последнего листа ставится подпись заявителя или нотариуса. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах ставится прочерк.

По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме № 26.2– 1, налоговые органы в месячный срок со дня их поступления (пп.8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Росархива от 27.11.2000 № 68) в письменном виде уведомляют налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений № № 26.2– 2 и 26.2– 3).

В случае изменения решения о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик вправе до начала года (налогового периода по единому налогу), с которого предполагается переход на применение упрощенной системы налогообложения, отозвать ранее поданное им заявление. В этом случае исчисление и уплата налогов таким налогоплательщиком будут осуществляться в очередном календарном году в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Если же налогоплательщик до начала налогового периода по единому налогу не отозвал ранее поданное им заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то он считается перешедшим на данный режим налогообложения с начала года (налогового периода по единому налогу).

Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения и перейти на иную систему налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) до окончания налогового периода.

Что касается подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, то с 1 января 2008 г. действует ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не должен превышать 15 000 000 рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, вступающая в силу с 1 января 2006 года, устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 НК РФ. В связи с этим при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения должны учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2007 года.

3.4. Переход с УСН на основной вид деятельности и обратно

Переход на УСН осуществляется в соответствии со ст. 346.13 НК РФ на основании заявления, подаваемого налогоплательщиками в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на специальный налоговый режим. В этом заявлении указывается размер доходов за девять месяцев того года, в котором подается заявление.

Пунктом 1 названной статьи НК РФ предусматривается, что налогоплательщики выбирают объект налогообложения (доходы или доходы минус расходы) до начала налогового периода, с которого впервые применяется УСН. В то же время налогоплательщику предоставлено право изменения ранее заявленного объекта налогообложения. Для этого нужно подать соответствующее уведомление в налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году перехода на специальный режим налогообложения.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные налогоплательщики переходят на УСН с момента их постановки на налоговый учет. Согласно ст. 83 НК РФ постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Пунктом 2.1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ по форме согласно Приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица (о государственной регистрации при создании юридического лица путем реорганизации). Поэтому заявления о постановке на учет в налоговый орган организациями не подаются.

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве.

В федеральном законе от 17.05.2007 № 85-ФЗ уделено внимание проблеме НДС в случаях, когда компания, применяющая общий режим налогообложения уплатила налог с аванса, а потом изъявила желание перейти на УСН. После чего, соответственно, уже и отгрузила товары партнеру. Согласно закону, вернув сумму налога компаньону, фирма получит право на вычет НДС в последнем квартале, предшествовавшем смене режима налогообложения. При этом, конечно, факт возврата денег нужно подтвердить документально.

Возврат на общий режим налогообложения. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода: доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как они утратили право на ее применение.

Возврат на общий режим налогообложения в добровольном порядке осуществляется с начала следующего налогового периода. В то же время согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 18 млн руб. (15 млн. руб × 1,132), такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Это требование распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.

Как отмечается в Письме Минфина России от 13.10.2004 N 03-03-02-04/1/24, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 НК РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

В соответствии с Законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ при определении предельно допустимого размера доходов, при превышении которого налогоплательщики обязаны перейти на общий режим налогообложения, учитываются только доходы, полученные от деятельности, облагаемой в рамках УСН.

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право на применение УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, индексация на 2007 г. величины предельного размера доходов организации, ограничивающей право организации на применение УСН (20 млн руб.), будет произведена в 2006 г. на коэффициент-дефлятор 1,132, установленный Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284.

Также налогоплательщики обязаны осуществить возврат на общий режим налогообложения не только при превышении предельного размера доходов от реализации или стоимости основных средств, но и в случае превышения установленной численности работников.

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики утрачивают право на применение УСН, если ими допущено несоответствие требованиям ст. 346.12 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть плательщиками единого налога на вмененный доход, могут перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщики – организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начисления включают в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, денежные средства, полученные ими в периоде применения общего режима налогообложения, за товары (работы, услуги), реализованные в периоде применения упрощенной системы налогообложения.

Расходы, осуществленные такими налогоплательщиками после перехода на общий режим налогообложения, включаются ими в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

Кроме того, при переходе на общий режим налогообложения вышеуказанные налогоплательщики обязаны на дату такого перехода отразить в налоговом учете остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму амортизации, начисленной за период применения упрощенной системы налогообложения, в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

Если сумма учтенных при исчислении налоговой базы по единому налогу, расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов превышает сумму амортизации, начисленную в соответствии с гл. 25 НК РФ, то полученная разница между этими суммами включается такими налогоплательщиками в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ вносит уточнения по вычетам НДС при переходе с УСН на общий режим. В законе установлено, что «упрощенец» все же сможет зачесть те суммы налога на добавленную стоимость, которые по каким-либо причинам были уплачены в период применения спецрежима. Но только при условии, что суммы НДС не были учтены в свое время в составе расходов.

Также закон от 17.05.2007г. №85-ФЗ касается процедуры отнесения тех или иных сумм на расходы или доходы фирмы при переходе с УСН на общий режим по налогу на прибыль. Нововведения касаются главным образом тех компаний, которые впоследствии выбрали метод начисления. Итак, если они до момента перехода с «упрощенки» проводили операции по реализации, или, наоборот, по приобретению товаров или услуг, однако не успели получить оплату, или, соответственно, сами оплатить купленное, то такие доходы и расходы фирма сможет принять в месяце перехода на метод начисления.

Пример

ООО «Сосна» ремонтирует мебель и продает ее оптом. В 2009 году фирма хочет перейти на УСН, но только по оптовой торговле, так как ремонтные работы облагаются ЕНВД.

Предположим, что выручка с января по сентябрь 2008 года составит от оптовой торговли 11 890 736 руб. (включая НДС 1 813 841 руб.), от ремонта – 10 352 791 руб.

Внереализационных доходов не будет.

Может ли фирма перейти на «упрощенку», если все остальные условия, предусмотренные статьями 346.12 и 346.13 НК РФ, выполнены?

Произведем расчет исходя из показателей, действующих на данный момент, то есть предельная величина доходов, позволяющая перейти на УСН, равна 15 млн. руб. (без учета коэффициента-дефлятора).

Как указано в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ, в расчет лимита войдут суммы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ. В ней сказано, что из доходов следует исключить налоги, предъявленные покупателю товаров. Следовательно, НДС в расчете не участвует. Доход за девять месяцев, полученный ООО «Сосна» от оптовой торговли, равен 10 076 895 руб. (11 890 736 руб. – 1 813 841 руб.). Это меньше установленного лимита (10 076 895 руб. < 15 000 000 руб.). Значит, общество вправе с 2009 года перейти на «упрощенку». Теперь допустим, что переход планируется с 2008 года, а выручка за январь – сентябрь 2007 года та же. В этом случае придется учитывать совокупный доход, который равен 20 429 686 руб. (10 076 895 руб. + 10 352 791 руб.). Как видим, лимит значительно превышен, поэтому в 2008 году применять УСН организация не сможет (если только не выиграет дело в суде).

Рассмотрим переход с ЕНВД на УСН и как следует определять предельный размер выручки организациям – плательщикам ЕНВД, желающим перейти с 2008 г. на УСН. Пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено совмещение ЕНВД и УСН, для налогоплательщиков, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД (по иной, не облагаемой ЕНВД деятельности). При переходе на УСН организации должны соблюдать установленное в п. 2 ст. 346.12 НК РФ ограничение по предельному размеру доходов от реализации (15 млн. руб. с учетом индексации на коэффициенты-дефляторы).

По действующим сейчас правилам для организаций, желающих совмещать два спецрежима, размер доходов, при превышении которого утрачивается право на переход, должен определяться по всем осуществляемым ими видам деятельности. Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ внес изменения в п. 4 ст. 346.12 НК РФ. Согласно этим поправкам предельная величина доходов должна определяться только по тем видам деятельности, по которым организация применяет общий режим налогообложения и планирует перейти на УСН. Изменения вступят в силу с 1 января 2008 г. Следовательно возможность не учитывать выручку, полученную от деятельности, облагаемой ЕНВД, появится у организаций только при переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009г.

Рассмотрим на следующих ситуациях порядок перехода организаций, осуществляющих деятельность, переведенную на ЕНВД на УСН.

Ситуация 1.

С 1 января 2008 г. организация хочет перейти на УСН по оптовой торговле. Эта организация осуществляет оптово-розничную торговлю. В регионе, где осуществляется деятельность, розничная торговля переведена на уплату ЕНВД. В каком порядке организация должна определить максимально допустимый размер полученных доходов для целей перехода на УСН с учетом Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ и письма Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272?

Решение. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб.

При этом указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», далее – Закон N 85-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

В соответствии с пп. «б» п. 14. 1, ст. 3 Закона N 85-ФЗ, который внес изменения в п. 4 ст. 346.12 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2008 г., ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов по-прежнему будут определяться исходя из всех видов осуществляемой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности, а вот предельная величина доходов, установленная п. 2 ст. 346.12 НК РФ, – только по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения и в отношении которых осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения. Это изменение можно применять только с 1 января 2009 года.

Таким образом, организация определяет максимально допустимый размер полученных доходов для целей перехода на УСН:

11. до 01.01.2008 – исходя из совокупной выручки, полученной от УСН и ЕНВД;

12. с 01.01.2008 – исходя из выручки только по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения и в отношении которых осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения.

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 № 360 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации „Упрощенная система налогообложения“ на 2007 год» (зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2006 N 8494) коэффициент-дефлятор на 2007 г. определен в размере 1,241. При этом размер коэффициента-дефлятора на 2007 г. установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 г. в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 г. в размере 1,096 x 1,132).

В связи с вышеизложенным в 2007 г. величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 г., ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 г., равна 18 615 тыс. руб. (15 млн руб. x 1,241), величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 г., равна 24 820 тыс. руб. (20 млн руб. x 1,241).

Рассмотрим данные изменения в п. 4 ст.346.12 НК РФ (с учетом Письма Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272) на следующем примере.

Пример

Организация осуществляющая оптово-розничную торговлю с 1 января 2008 г. Желает перейти на УСН по оптовой торговле. В регионе, где осуществляет деятельность ООО, розничная торговля переведена на уплату ЕНВД.

За девять месяцев 2007 г. выручка в данной организации от реализации товаров (без НДС) составила:

9. по оптовой торговле – 12 700 тыс. руб.;

10. по розничной торговле – 7900 тыс. руб.

Таким образом, они смогут с 1 января 2008 г. применять УСН, так как лимит выручки, установленный п. 2 ст. 346.12 НК РФ (18 615 тыс. руб.), по деятельности, в отношении которой применяется общеустановленная система налогообложения и которая переводится на упрощенную систему налогообложения, не превышен.

08.06.2010 15:01