Бухгалтерский и налоговый учет при усн

6.1. Ведение учета и документооборота

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, (в то же время указанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с требованиями, установленными гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 (с учетом изменений и дополнений).

В этой книге в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Книга обеспечивает полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога.

Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя – при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.

Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя – при ее наличии).

КНИГА

УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ

УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

II. Расчет расходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговой базы по единому Налогу за __________ 20__ года (отчетный (налоговый) период)

III. Расчет налоговой базы по единому налогу за __________ 20__ год (отчетный (налоговый) период)

Пример

ООО «Ромашка» и ЗАО «Листопад» 13 февраля 2008 года заключили договор простого товарищества. Оба участника работают по УСН.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета и документооборота возложена на ООО «Ромашка». Учет операций по совместной и собственной деятельности осуществляется раздельно. 19 февраля ООО «Ромашка» для производства продукции в рамках совместной деятельности закупило и оплатило материалы стоимостью 380 000 руб. (включая НДС 57 966 руб.).

В тот же день общество получило от поставщика счет-фактуру на свое имя и оприходовало материалы. Они полностью были использованы в I квартале. Себестоимость готовой продукции составила 590 300 руб.

23 марта продукцию реализовали за 950 500 руб. (в том числе НДС 144 992 руб.) и выставили счет-фактуру с выделенным НДС. Оплата от покупателя поступила 24 марта.

Рассчитаем НДС, который нужно уплатить в бюджет, и отразим операции в бухгалтерском учете ООО «Ромашка», если налоговым периодом по данному налогу является квартал.

19 февраля бухгалтер ООО «Ромашка» отразил в книге покупок счет-фактуру, выписанный поставщиком, а 23 марта в книге продаж – собственный счет-фактуру. Условия, предусмотренные для вычета НДС (57 966 руб.) в пункте 3 статьи 174.1 НК РФ (раздельный учет, наличие счета-фактуры на приобретенный товар), соблюдены.

НДС к уплате в бюджет составит 87 026 руб. (144 992 руб. – 57 966 руб.).

По итогам I квартала бухгалтер общества, являясь ответственным за бухучет и документооборот, должен составить и сдать в налоговую инспекцию декларацию по НДС.

6.2. Элементы учетной политики

Учетная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам «все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде».

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации, утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно– техническую составляющие, а для целей налогообложения – совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно– техническую составляющие, а также элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета у вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации и считается применяемой со дня ее создания (п. 10 ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н). Учетная политика для целей налогообложения у вновь созданной организации утверждается ее руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п.12 ст.167 НК РФ).

Учетную политику организация может составить и утвердить:

– отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета;

– одним приказом, в котором раздел первый – учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй – для целей налогообложения;

– объединенную учетную политику.

Способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету

В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики.

В первую очередь это связано с введением в действие с 1 января 2003 г. гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В случае, когда объектом обложения единым налогом является валовая выручка, то в установлении каких– либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является совокупный доход, то такая необходимость, безусловно, может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли по гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которые в свою очередь целесообразно собирать на базе установленной на предприятии системы бухгалтерского учета.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и формировать необходимую бухгалтерскую отчетность, как и все прочие организации. Соответственно установление отдельных элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета неизбежно и для этих предприятий. Например, с целью формирования балансовых остатков возникает вопрос: каким образом определять стоимость использованных в производстве материалов? Следовательно, в этом случае необходимо в приказе об учетной политике установить метод списания материалов в производство.

6.3. Учет основных средств и нематериальных активов.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, – в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения – 50 процентов стоимости, второго года – 30 процентов стоимости и третьего года – 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

Если налогоплательщиками были проданы (переданы) основные средства и нематериальные активы, приобретенные ими в периоде применения упрощенной системы налогообложения, до истечения 3 лет с момента их приобретения, а в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения, такие налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу по единому налогу за весь период пользования данными объектами с момента их приобретения (списания их стоимости в расходы) до даты продажи (передачи), с учетом положений, предусмотренных гл. 25 НК РФ, и уплатить дополнительную сумму единого налога и пени.

Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ расширился перечень затрат, которые можно будет учитывать при определении налогооблагаемого дохода. «Упрощенщики» смогут учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.

Также основные средства можно будет списывать по мере оплаты. Это оценят компании, которые покупают дорогостоящее имущество с рассрочкой платежа. Чтобы учесть стоимость такого имущества в расходах, больше не придется дожидаться, когда оно будет полностью оплачено.

Пример

Организация перешла с 1 января 2007 г. на упрощенную систему налогообложения. В марте 2007 г. организация приобрела основное средство по цене 88 500 руб. (в том числе НДС – 13 500 руб.).

Расходы на транспортировку основного средства составили 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.).

Основное средство введено в эксплуатацию в апреле 2007 г.

По итогам 6 месяцев 2007 г. организацией получены доходы в сумме 1 100 000 руб., а также понесены расходы в сумме 600 000 руб. В состав этих расходов включены, в частности, расходы на приобретение основного средства в сумме 75 000 руб. (88 500 руб. – 13 500 руб.), а также расходы на уплату НДС по приобретенным основному средству и услуге по его транспортировке в сумме 14 400 руб. (13 500 руб. + 900 руб.).

Налоговая база по единому налогу за 6 месяцев 2007 г. составила 500 000 руб. (1 100 000 руб. – 600 000 руб.), сумма единого налога, подлежащая уплате за вышеуказанный отчетный период, – 75 000 руб. (500 000 руб. x 15 : 100).

Организация продала в конце августа 2007 г. основное средство за 70 000 руб. и указала данную сумму в составе доходов от реализации по итогам 9 месяцев 2007 г.

В данном случае организация обязана была пересчитать налоговую базу по единому налогу за 6 месяцев 2007 г. с учетом положений гл. 25 НК РФ.Для этого организация должна была исчислить сумму амортизации основного средства за период с мая по июнь 2007 г.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, основное средство относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования – от 61 до 84 месяцев). Организация установила срок полезного использования основного средства – 70 месяцев и приняла решение применять линейный метод исчисления амортизации.

Первоначальная стоимость основного средства составила 80 000 руб. ((88 500 руб. – 13 500 руб.) + (5900 руб. – 900 руб.)).

Сумма начисленной за вышеуказанный период времени амортизации – 2286 руб. ((80 000 руб. : 70 мес.) x 2 мес.).

Далее из суммы понесенных по итогам 6 месяцев 2007 г. расходов организация должна была исключить расходы (без учета НДС) на приобретение основного средства (75 000 руб.) и включить сумму начисленной амортизации (2286 руб.). Расходы по итогам 6 месяцев 2007 г. составили 527 286 руб. ((600 000 руб. – 75 000 руб.) + 2286 руб.).

Налоговая база за 6 месяцев 2007 г. составит 572 714 руб. (1 100 000 руб. – 527 286 руб.), а сумма подлежащего уплате единого налога – 85 907 руб. (572 714 руб. x 15 : 100).

Разница между ранее и вновь исчисленной по итогам 6 месяцев 2007 г. суммами единого налога – 10 907 руб. (85 907 руб. – 75 000 руб.), и сумма начисленной на нее пени подлежала уплате в бюджет.

По итогам 9 месяцев и налогового периода 2007 г. организация должна исчислить налоговую базу по единому налогу с учетом полученных ею доходов от реализации основного средства и начисленной в соответствии с гл. 25 НК РФ до даты его реализации суммы амортизации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК Российской Федерации (далее – Кодекс) суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы по единому налогу за этот период, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.

При этом налогообложение указанных доходов производится по общеустановленной системе налогообложения.

В связи с тем, что перечень расходов, установленный пунктом 1 статьи 346.16 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК Российской Федерации (далее – Кодекс), является исчерпывающим, расходы в виде остаточной стоимости основных средств в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных налогоплательщиками после перехода на упрощенную систему налогообложения, но реализованных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса (три года, а по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет – 10 лет с момента их приобретения), не включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога, уплачиваемого налогоплательщиками в связи с применением ими упрощенной системы налогообложения.

Порядок списания расходов на приобретение основных средств в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотрен подпунктом 2 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса.

При этом списание в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения и реализованных до истечения срока их полезного использования, в период применения упрощенной системы налогообложения, главой 26.2 Кодекса не предусмотрено.

Аналогичный порядок учета установлен и в отношении нематериальных активов.

Пункт 3 ст. 346.16 в новой редакции в соответствии с п. 6 ст. 1 Закона от 21.07.2005 № 101– ФЗ утверждает следующее:

– расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

– в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения – с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

– в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения – с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет;

– в состав основных средств и нематериальных активов включаются те, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Пример

В июне 2008 года организация приобрела бульдозер стоимостью 570 000 руб. Оплату предполагается осуществлять по частям: 163 000 руб. – в июне 2008 года, 163 000 руб. – в июле 2008 года, 135 700 руб. – в октябре 2008 года и 108 300 руб. – в феврале 2009 года.

Во II квартале 2008 года организация может учесть в расходах 54 333 руб. (163 000 руб. : 3 кв.).

В III квартале 2008 года в своих расходах организация имеет право учесть 135 834 руб. (163 000 руб. : 3 кв. + 163 000 руб. : 2 кв.).

В IV квартале 2008 года может быть учтено в расходах 271 533 руб. (163 000 руб. : 3 кв. + 163 000 руб. : 2 кв. + 135 700 руб.).

Итого за 2008 год – 461 700 руб.

В 2009 году начинается новый налоговый период, включающий в себя четыре отчетных периода, в которых оставшуюся часть стоимости основного средства необходимо учесть в равных долях. То есть в каждом квартале 2009 года организация может учесть в расходах 27075 руб. (108300 руб. : 4 кв.).

В результате полная стоимость приобретенных основных средств будет учтена в расходах лишь к концу 2009 года.

6.4. Ведение кассовых операций и применение ККМ

В соответствии с п. 4 ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

С 1 января 2008 года владельцы магазинов, торговых точек и предприятий по обслуживанию граждан получили возможность уменьшать налоговую базу за счет расходов на обслуживание ККТ (подп. 35 ст. 346.16 НК).

Согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129—ФЗ «О бухгалтерском учете» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 346.26 НК РФ).

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их организационно– правовых форм и сферы деятельности. Данный порядок регулируется исключительно Банком России.

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено (Письмо МНС России от 15 сентября 2004 № 33-0-11/581).

Контроль за кассовой дисциплиной.

Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. При нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, привлечение их к административной ответственности возможно как должностных лиц по нормам статьи 15.1 КоАП РФ.

Руководствуясь главой 15 Закона 156-ФЗ от 05 декабря 2005 г «Об административных правонарушениях в области налогов и сборов, рынка ценных бумаг» ст. 15.1. «о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»:

осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,

неоприходование (неполном оприходование) в кассу денежной наличности,

несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, то есть накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

6.5.Налог на имущество. Взносы на пенсионное страхование работников

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму исчисленного ими за отчетный (налоговый) период единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

При этом сумма единого налога, исчисленная за соответствующий отчетный (налоговый) период, не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Если в качестве объекта обложения по единому налогу по УСН выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, то доходы можно уменьшить на сумму страховых взносов (п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В связи с тем, что расходы налогоплательщика признаются по кассовому методу , то уменьшение сумм налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период производится на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в этом налоговом (отчетном) периоде (письмо Минфин РФ № 03-11-04\2\17).

В соответствии со ст. 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Страхователи, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам, предусмотренным ст. 22 Закона № 167-ФЗ.

В налоговую базу по ЕСН (а значит, и по пенсионным взносам) не включаются выплаты, не учтенные при расчете налога на прибыль, на такие предприятия, применяющие упрощенную систему налогооложения, не распространяется, так как они не являются плательщиками налога на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). В соответствии с Письмом УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. № 28-11/66576, а также в Письмом Минфина России от 29 августа 2003 г. № 04-04-04/100, п. 3 ст. 236 НК РФ не облагается пенсионными взносам и материальная помощь у плательщиков налога на прибыль.

Пример

Налогоплательщик исчислил по итогам отчетного периода единый налог в сумме 8000 руб.

За этот же отчетный период он исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 4700 руб.,

В течение отчетного периода выплатил работникам пособия по временной нетрудоспособности в сумме 3000 руб., в том числе за счет собственных средств – в сумме 1200 руб.

В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного им за отчетный период единого налога лишь на 4000 руб. уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ((8000 руб. x 50 : 100) < 4700 руб.) и на сумму выплаченных им в течение отчетного периода из собственных средств пособий по временной нетрудоспособности (1200 руб.).

Общая сумма платежей за отчетный период составит 7500 руб., в том числе:

– сумма единого налога – 2800 руб. (8000 руб. – 4000 руб. – 1200 руб.);

– сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 4700 руб.

Пример

Налогоплательщик исчислил по итогам отчетного периода единый налог в сумме 13 500 руб.

За этот же отчетный период он исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 6500 руб

В течение отчетного периода выплатил работникам пособия по временной нетрудоспособности в сумме 6000 руб., в том числе за счет собственных средств – в сумме 3600 руб.

В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного им за отчетный период единого налога на всю сумму исчисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 6500 руб. ((13 500 руб. x 50 : 100) > 6500 руб.), а также на сумму выплаченных в течение отчетного периода из собственных средств пособий по временной нетрудоспособности (3600 руб.).

Общая сумма платежей за отчетный период составит 9900 руб., в том числе:

– сумма единого налога – 3400 руб. (13 500 руб. – 6500 руб. – 3600 руб.);

– сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 6500 руб.

Пример

Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Объект налогообложения по УСН – доходы, уменьшенные на величину расходов. Сумма начисленной зарплаты за I квартал текущего года – 100 000 руб.

Страховые взносы, на сумму которых организация может уменьшить налогооблагаемый доход, составляют:

100 000 руб. × 14% = 14 000 руб.

«Упрощенцы», уплачивающие налог с дохода, могут уменьшить сумму единого налога (в пределах 50% от нее) на величину уплаченных за своих работников (а предприниматели – еще и со своих доходов) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Пример

Организация применяет упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения являются доходы.

За полугодие 2007 г. получено доходов в размере 100 000 руб. Общая сумма страховых взносов, уплаченных организацией, составила 4 000 руб.

Сумма единого налога за полугодие 2007 г. рассчитывается по ставке 6 процентов:

100 000 руб. × 6% = 6 000 руб.

Налог можно уменьшить не более чем на:

6 000 руб. × 50% = 3 000 руб.

Эта величина меньше суммы уплаченных пенсионных взносов:

3 000 руб. < 4 000 руб.

Следовательно, организация может учесть уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование лишь в размере 3 000 руб.

Тогда сумма единого налога, подлежащего уплате за полугодие 2007 г., составит:

6 000 руб. – 3 000 руб. = 3 000 руб.

Пример

Организация, работающая по УСН (доходы минус расходы), в 2007 г. открыло небольшое кафе, деятельность которого подпадает под ЕНВД.

Сумма выручки за I квартал 2007 г. от деятельности по УСН составила 1 000 000 руб., а от деятельности по ЕНВД – 250 000 руб.

Сумма исчисленных и уплаченных за этот период пенсионных взносов с зарплаты управленческого персонала – 50 000 руб. Эти расходы нельзя однозначно отнести к тому или иному виду деятельности.

Определим процент выручки от каждого вида деятельности в общей сумме выручки предприятия.

Доля выручки по УСН: 1 000 000 руб. : (1 000 000 руб. + 250 000 руб.) × 100% = 80%.

Доля выручки по ЕНВД: 250 000 руб. : (1 000 000 руб. + 250 000 руб.) × 100% = 20%.

Тогда часть взносов, приходящаяся на деятельность управленческого персонала по УСН, :

50 000 руб. × 80% = 40 000 руб.

А оставшаяся часть взносов, соответственно, приходится на ЕНВД:

50 000 руб. × 20% = 10 000 руб.

Следовательно, доходы по УСН можно уменьшить на 40 000 руб., а единый налог по кафе – на 10 000 руб. (если эта сумма не больше 50% от налога).

По налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев года. Налоговый период по ЕНВД – квартал. Авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование уплачиваются ежемесячно.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Согласно ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов за свое страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный размер, определяются Правительством РФ.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии составляет 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты вышеуказанными страхователями.

Во исполнение ст. 28 Закона № 167-ФЗ Правительство РФ Постановлением от 11.03.2003 № 148 утвердило Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, в соответствии с которыми размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.

При этом если рассчитанный на месяц в вышеуказанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Закона № 167-ФЗ, его уплата осуществляется в минимальном размере.

Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2007 г. № 156 «О стоимости страхового года на 2007 год» стоимость страхового года на 2007 г. утверждена исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2007 г., в размере 1848 рублей.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таким образом страхователь должен уплачивать фиксированный платеж в размере 154 рубля, в том числе 102 рубля 67 копеек для финансирования страховой части и 51 рубль 33 на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из этого уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за вышеуказанные периоды времени осуществляется всеми индивидуальными предпринимателями, в том числе и применяющими упрощенную систему налогообложения, в размере, установленном ст. 28 Закона № 167-ФЗ.

Налоговый орган не вправе применять меры принудительного взыскания, установленные ст. 69, 70, 46, 47 НК РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Сумма страховых взносов на ОПС считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа ПФР (п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ).

6.6. Учет расходов в ФСС и начисление пособия по временной нетрудоспособности в предприятиях, применяющих специальные режимы налогообложения

Для предприятий, перешедших на специальные режимы налогообложения (УСН и ЕНВД), существуют свои особенности в части расчетов с ФСС РФ. Они не являются плательщиками ЕСН и фактически лишаются возможности получать полноценную компенсацию начисленных социальных пособий.

Работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты ЕСН. В то же время часть единого налога (уплачиваемого при УСН), ЕНВД и единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), перечисленных ими в бюджет, направляется в бюджет ФСС России.

Получается, что работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, также финансируют Фонд социального страхования РФ. Хотя средства направляются туда не напрямую, а через федеральное казначейство.

Поэтому все пособия по обязательному социальному страхованию выплачиваются полностью за счет средств ФСС России. Исключением из этого правила являются пособия по временной нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности гражданам, которые работают в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, регулирует Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Согласно ему за счет ФСС РФ организации, применяющие специальные налоговые режимы, могут выплатить заболевшему работнику производится оплата больничных листов по заболеванию и бытовой травме (за исключением пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеваниями) только в сумме, которая не превышает за полный календарный месяц одного МРОТ. Остальную часть пособия организация должна оплатить за счет собственных средств.

При расчете больничного также необходимо придерживаться максимального размера пособия по нетрудоспособности. Вы спросите: «А зачем?» Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц, выплачиваемый за счет средств ФСС РФ, установлен ст. 3 Федерального закона № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» и составляет 15 000 руб. Положения данного Закона не предусматривают исключений из установленной нормы о максимальном размере пособий по временной нетрудоспособности для отдельных категорий граждан. Т.е. ограничение максимальным размером применяется при выплате указанных пособий всем категориям работников.

Конечно, никто не мешает выплатить организации за свой счет и сумму сверх этого лимита. Так разъяснил Минфин России в Письме от 4 марта 2004 г. № 04-02-05/3/15 «О налогообложении пособий по временной нетрудоспособности». Только учтите, что сумма в пределах среднего заработка, превышающая 15 000 руб., будет также считаться пособием. А вот величина, превышающая средний заработок, уже будет просто выплатой в пользу работника. О пособии говорить уже не придется.

Обратите внимание, что в районах и местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, сумма пособия по временной нетрудоспособности, возмещаемая ФСС РФ, определяется исходя из МРОТ без учета районного коэффициента. Об этом сказано в п. 1 Разъяснений Минтруда России от 18 апреля 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе „Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан“ (утв. Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 18 апреля 2003 г. № 20/43).

И, наконец, порядок выплаты пособий, установленный Федеральным законом № 180-ФЗ, когда первые два дня болезни сотрудника оплачиваются из средств работодателя, на «спецрежимников» не распространяется.

Эти правила относятся в полной мере и к предпринимателям без образования юридического лица (которые выступают в качестве работодателей).

Что касается пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия при усыновлении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг, согласно части 3 ст. 2 Закона от 31.12.02 г. № 190-ФЗ они выплачиваются в установленных федеральными законами размерах целиком за счет средств ФСС РФ.

Пример

Сотрудник Петров работает у индивидуального предпринимателя по трудовому договору. С 11 мая по 20 мая 2007 г. Петров находился на больничном. Работник имеет страховой стаж 7 лет. Его доход с мая 2006 г. по апрель 2007 г. Петров получил следующие выплаты: заработную плату в размере 115 000 рублей, пособие по нетрудоспособности за 15 календарных дней 3 000 рублей, отпускные – 12 000 за 20 календарных дней. В течение 12 месяцев Петров воспользовался отпуском без сохранения заработной платы в количестве 5 календарных дней. В расчет среднего заработка бухгалтер должен заработную плату в размере 115 000 рублей, остальные суммы в расчет среднего заработка не включаются. При исчислении суммы среднего дневного заработка получилось 317 календарных дней:

365 дн. – 28 дн. – 15 дн. – 5 дн. = 317 дн.

Средний дневной заработок Петрова составляет 362,78 руб.:

115 000 руб. : 317 дн. = 362,78 руб.

Исходя из того, что стаж Петрова равен 7 годам, пособие по временной нетрудоспособности ему исчисляется исходя из 80 % заработка. Сумма пособия составляет 2 902,24 руб.:

362,78 × 10 дн. × 80 % = 2 902,24 руб.

Эта сумма менее максимального размера пособия (16 125 руб. : 31 день × 10 дн. = 5 201,60 руб.), соответственно пособие выплачивается в полном объеме.

Работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, а также ПБОЮЛ имеют право на полную компенсацию расходов по государственному социальному страхованию, если добровольно уплачивают взносы на социальное страхование. Размер страхового тарифа – 3 процента. А налоговую базу нужно определять по правилам гл. 24 НК РФ для исчисления единого социального налога.

Уплата добровольных взносов начинается с месяца, когда подано заявления о регистрации. Так сказано в п. 4 Правил добровольной уплаты взносов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2003 г. № 144 (далее – Правила добровольной уплаты взносов). Примерная форма такого заявления приведена в Приложении № 1 к Письму ФСС РФ от 24 марта 2003 г. № 02-10/05-1795 «О реализации Постановления Правительства РФ от 5 марта 2003 г. № 144».

Примерная форма такого заявления приведена (Письмо ФСС РФ от 24 марта 2003 г. № 02– 10/05– 1795 «О реализации Постановления Правительства РФ от 5 марта 2003 г. № 144»).

<1> В названии указывается: для работодателей – «об обязательстве добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности»; для лиц, уплачивающих страховые взносы за себя, – «о добровольном вступлении в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

<2> Заполняется работодателями.

<3> Заполняется лицами, уплачивающими страховые взносы за себя.

<4> При наличии.

<5> Для юридических лиц.

<6> Для физических лиц.

В случае, когда страхователь оплачивает пособие по временной нетрудоспособности, сумма, подлежащая перечислению в ФСС РФ, определяется как разность между суммой начисленных страховых взносов и расходами по оплате больничных. Если сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности превышает сумму начисленных страховых взносов, ФСС РФ в общеустановленном порядке выделяет страхователю недостающие средства.

Регистрация организаций в органах ФСС РФ осуществляется с учетом особенностей, связанных с применением Правил добровольной уплаты взносов в соответствии с Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по местонахождению обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ. Этот документ утвержден Постановлением ФСС РФ от 23 марта 2004 г. № 27. В соответствии с п. 7 Правил добровольной уплаты взносов сумма, подлежащая перечислению в ФСС РФ, определяется так: из суммы начисленных страховых взносов нужно вычесть расходы по оплате пособий по временной нетрудоспособности. А страховые взносы перечисляются ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. В том случае, когда сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности превышает сумму начисленных страховых взносов, фонд в общеустановленном порядке выделяет работодателю недостающие средства.

Когда плательщик добровольных взносов опаздывает с уплатой страховых взносов, ФСС РФ высылает в его адрес письменное уведомление с требованием погасить задолженность не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц. Форма уведомления приведена в Приложении № 3 к Письму № 02-10/05-1795. Если страхователь не погашает задолженность по страховым взносам в указанный срок, отделение фонда принимает решение о прекращении отношений по их добровольной уплате. Делается это с того месяца, который следует за последним месяцем, за который уплачены взносы. Об этом письменно сообщают страхователю (п. 8 Правил добровольной уплаты взносов). Если такое случилось, вам, как и прежде, придется оплачивать работникам пособия по временной нетрудоспособности частично – за счет средств соцстраха, а остальную часть – за счет собственных средств. Об этом же сказано и в п. 2.8 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, которая утверждена Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. № 22.

При переходе страхователя на обычный режим налогообложения он должен сообщить об этом в отделение ФСС РФ. В данной ситуации добровольная уплата взносов прекращается с начала месяца, в котором работодатель перешел к обычной системе налогообложения.

Рассмотрим расчет пособия по временной нетрудоспособности при применении специальных режимов налогообложения.

Пример

Организация применяет УСН (объект налогообложения «доходы минус расходы») и уплачивает добровольные взносы в ФСС РФ в размере 3% фонда оплаты труда, в январе 2007 г. работник организации проболел с 15 по 24 января (10 календарных дней). Общий страховой стаж работника составляет 9 лет (размер пособия – 100% среднего заработка).

Расчетный период для исчисления среднего заработка – о 1 января 2006 г по 31 декабря 2006 г. Предположим, что за этот период работник заработал 250 000 руб.

Рассчитаем среднедневной заработок сотрудника. Он составит 684,93 руб. (250 000 руб. : 365 дней).

Теперь определим максимальную величину среднедневного заработка, установленную законодательством РФ. В январе 2007 г. его размер составит 520,16 руб. (16 125 руб. : 31 день).

В данном случае фактический среднедневной заработок больше размера максимального дневного пособия, установленного на законодательном уровне (684,93 руб. больше 520,16 руб.). Следовательно, сумма пособия за счет средств ФСС РФ будет составлять 5 201,60 руб. (520,16 руб. × 10 дней)

Пример

Расчет суммы начисления в данном случае не изменится. Предположим, по окончании III квартала 2007 г. у организации налогооблагаемые доходы составили 3 500 000 руб., а сумма исчисленных и уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование – 121 000 руб. Кроме Иванова И.И. организация пособие по временной нетрудоспособности в 2007 г. никому не выплачивала.

Сумма исчисленного единого налога за 9 месяцев 2007 г. – 210 000 руб. (3 500 000 руб. × 6%). Она может быть уменьшена на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% (210 000 руб. × 50% = 105 000 руб.). Поскольку фактические взносы составили 121 000 руб., то сумму единого налога можно уменьшить только на 105 000 руб. Кроме того, эта сумма уменьшится на сумму выплаченного за счет средств организации в 2007 г. пособия по временной нетрудоспособности, т.е. 2595,74 руб.

Таким образом, единый налог, начисленный к уплате в бюджет за 9 месяцев 2007 г., составит 102 404 руб. (210 000 – 105 000 – 2596).

Иначе обстоит дело, если организация добровольно уплачивает взносы в размере 3% от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. В данном случае она получит полное возмещение пособия от ФСС РФ, и, как следствие, эти суммы не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

Однако суммы взносов предприятие не вправе учесть в составе своих расходов при расчете налоговой базы для единого налога, т.к. такой вид расходов не предусмотрен ст. 346.16 НК РФ.

Напомним, что к предприятиям, применяющим специальные режимы налогообложения, не относится действующее для иных организаций правило оплаты двух первых дней за свой счет. Начиная с первого дня ФСС РФ компенсирует определенную часть расходов работодателя.

А как и где получить пособие по временной нетрудоспособности заболевшему предпринимателю?

Сами индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособий за счет ФСС, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. уплачивая за себя страховые взносы в ФСС РФ в течение шести месяцев. Тариф взноса – 3,5% налоговой базы.

Налоговая база определяется в соответствии с главой 24 НК РФ (ЕСН) для соответствующих категорий плательщиков.

Указанным лицам выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при усыновлении ребенка, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществляются полностью за счет средств Фонда в размерах и в порядке, установленных нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.

Пособия выплачиваются при наступлении документально подтвержденных страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее истечения шести месяцев их уплаты.

Застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с работодателями – физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Несмотря на то, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не платят взносы в Фонд социального страхования, их работники могут рассчитывать на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы»пособие по временной нетрудоспособности выплачивают за счет двух источников:

– ФСС РФ возмещает работодателю расходы по оплате пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника в размере не более 1 МРОТ за полный календарный месяц;

– средств предприятия в части сумм, превышающих МРОТ.

Обратите внимание: в районах и местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, сумма пособия по временной нетрудоспособности, возмещаемая ФСС, определяется исходя из МРОТ без учета районного коэффициента (п.1 Разъяснений Минтруда России и ФСС РФ «О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе „Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан“, утвержденных Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 18 апреля 2003 г. № 20/43).

Порядок учета пособий по временной нетрудоспособности зависит от объекта налогообложения, который выбрал работодатель, перешедший на упрощенную систему налогообложения.

Если единый налог платится с доходов, сумма пособия по временной нетрудоспособности не отражается в книге учета доходов и расходов. В то же время величина единого налога, начисленного за отчетный период, уменьшается на сумму больничных, выплаченных за счет средств работодателя (п. 3 ст. 21 НК РФ).

Помимо пособий по временной нетрудоспособности единый налог уменьшается на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд РФ. Сумма единого налога может быть уменьшена не более чем на 50%.

Если объектом налогообложения выбраны доходы за минусом расходов, сумма пособия, выплаченная за счет собственных средств, учитывается как расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Этот вид расходов определяется по правилам ст. 255 НК РФ.

Указанная сумма пособия отражается в книге учета доходов и расходов в день фактической выдачи из кассы суммы пособия.

Пример

Используем условия предыдущего примера. Предположим, что в регионе, где осуществляет деятельность ООО « Гроздь», не введена система налогообложения в виде уплаты ЕНВД.

С 1 января 2007 г. ООО «Гроздь» перешло на упрощенную систему налогообложения.

В связи с болезнью сотрудника с 13 по 26 февраля ему было выплачено:

– пособие по временной нетрудоспособности в размере 7500 руб., в т.ч. за счет средств ФСС России – 400 руб.; за счет собственных средств общества – 7100 руб.;

– доплата до фактического заработка в размере 7500руб.

Вариант 1.В качестве объекта налогообложения общество выбрало доходы. В этом случае оно может уменьшить единый налог за I квартал 2007 г. на величину пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного за счет собственных средств (7100 руб.). Сумма доплаты до фактического заработка при расчете единого налога не учитывается.

Вариант 2.В качестве объекта налогообложения общество использует разницу между доходами и расходами. В этой ситуации оно может включить в состав расходов на оплату труда сумму пособия по временной нетрудоспособности, выплаченную за счет собственных средств (7100 руб.), а также доплату до фактического заработка (7500 руб.).

6.7. Исполнение обязанностей налогового агента

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Пунктом 3 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, коллегии адвокатов и их учреждения, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 данного Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ.

При выплате организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, доходов применяется ставка 13 %, в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 6 процентов и внести его в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участникам) в уставном (складочном) капитале организации. Статьей 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208—ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, определяют чистую прибыль в соответствии с Планом счетов, бухгалтерского учета финансово– хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово– хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н.

6.8. случаи уплаты НДС

Пункт 2 ст. 346.11 гл. 26.2 НК РФ предусматривает при применении упрощенной системы налогообложения организациями замену уплаты налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость (далее – НДС), подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций, за налоговый период.

При ввозе товаров из Белоруссии должны платить НДС (п. 1 разд. I Приложения к Соглашению). За месяц, в котором ввезенные из Белоруссии товары были поставлены на учет, таким фирмам необходимо подать декларацию по НДС не позднее 20—го числа месяца, следующего за тем, в котором продукция была принята на учет (п. 6 разд. I Приложения к Соглашению). Принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, не могут. Дело в том, что вычет производится по правилам Налогового кодекса. Пункт 1 ст. 171 этого документа установил, что право на вычет имеют только налогоплательщики НДС. А, организации и предприниматели, применяющие специальные режимы или освобождение от налога по ст. 145 НК РФ, таковыми не являются.

В том случае если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выставит покупателю счет– фактуру с выделением сумм НДС, то данная организация в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ должна будет уплатить в бюджет НДС.

Суммы НДС, уплаченные в бюджет организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, не включены в перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, независимо от выбранного ими объекта налогообложения не вправе уменьшить доходы на суммы НДС, предъявленного покупателю. В связи с этим указанные организации не выписывают своим покупателям счета– фактуры и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм НДС.

Суммы НДС, уплаченные в бюджет организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в случае выставления ими покупателю счета– фактуры с выделением суммы налога, не включены в перечень расходов.

08.06.2010 17:54