Бухучет инфо

Распространение и размещение наружной рекламы

Печать

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе и в отношении предпринимательской деятельности, связанной с распространением и (или) размещением наружной рекламы. Согласно ст. 346.27 НК РФ, а также разъяснениям, изложенным в Письме МНС России от 10 ноября 2004г. № 22-0-10/1760@, под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы следует понимать деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, связанную с извлечением доходов от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендуемых или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях. Исходя из этого к данному виду предпринимательской деятельности не относится деятельность посредников, агентов, комиссионеров и иных поверенных лиц по оказанию рекламодателям указанных выше услуг на основе договоров на оказание аналогичных услуг, заключенных ими с третьими лицами, имеющими на праве пользования, владения и (или) распоряжения соответствующие стационарные технические средства наружной рекламы.

В целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД стационарными техническими средствами наружной рекламы признаются любые выполненные в виде конструкций носители рекламной информации, размещенные на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т.п.), прочно связанные с такими объектами и не подлежащие перемещению в течение установленного договором срока их размещения в соответствующих рекламных местах. К данным средствам относятся, в частности, щитовые установки; каркасные настенные и наземные панно, используемые для размещения печатной и (или) полиграфической наружной рекламы; флаговые композиции и навесы; крышевые установки; кронштейны; афишные тумбы; электронные и световые табло; маркизы; транспоранты-перетяжки; остекленные плоскости остановочных павильонов наземного пассажирского транспорта; стенды и каркасные панно, размещенные на постоянных ограждениях. К электронным и световым табло следует относить стационарные технические средства наружной рекламы, имеющие светоизлучающую поверхность (экран), предназначенную для воспроизведения (демонстрации) на ней изображения за счет светоизлучения любых источников света или светоотражающих элементов.

Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с распространением и (или) размещением наружной рекламы, используются физические показатели базовой доходности «площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы» и «площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы». Поэтому деятельность, связанная с распространением и (или) размещением иных видов наружной рекламы (изображения, нанесенные непосредственно на плоскость стен или иную поверхность (в том числе на поверхность объемно-пространственных конструкций); покрытие тротуаров улиц различными красящими веществами или пленочными материалами; наземные панно, изготовленные из дорожно-строительных материалов; воспроизведение изображения на поверхности земли, плоскостях стен и в объеме с помощью проекционных установок и т.д.), не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

22.1. Документы, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы

К документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также величину указанных физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы, содержащие необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных стационарных технических средств наружной рекламы, их типе (разновидности) и основных характеристиках (паспорт рекламного места; эскизы или дизайн– проекты рекламных конструкций, договоры аренды (субаренды) стационарных технических средств наружной рекламы, разрешения на размещение стационарных технических средств наружной рекламы (договоры на право размещения стационарных технических средств наружной рекламы), договоры на оказание услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих налогоплательщику (арендованных или используемых им по иным правовым основаниям) стационарных технических средств наружной рекламы для размещения рекламной информации и т.п.)

Отметим, что с 2006 г. в рекламный ЕНВД внесены значительные изменения.

22.2. Плательщики ЕНВД по рекламе

В соответствии с п. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД переводятся организации и индивидуальные предприниматели, которые используют для рекламы специальные конструкции – стенды, щиты, плакаты, афишные тумбы, транспаранты-перетяжки и т.п. При этом в Налоговом кодексе РФ не уточняется, что эти конструкции обязательно должны быть в собственности у рекламной фирмы. Поэтому ЕНВД надо платить и в тех случаях, когда щиты, табло и т.п. арендованы. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 30 ноября 2004 г. № 22-2-14/1841.

А вот сдача рекламных конструкций в аренду под действие «вмененки» не подпадает. Поэтому по такой деятельности придется либо платить общие налоги, либо переходить на «упрощенку». Ведь в подобных ситуациях доходы приносит не размещение рекламы, а передача имущества арендатору. То же касается и деятельности по изготовлению или покупке стендов, щитов и прочего для последующей продажи. Если же агентство получает доходы, как от распространения рекламы, так и от продажи или сдачи щитов в аренду, то ему необходимо наладить раздельный учет доходов и расходов.

Собственная реклама организаций под ЕНВД не подпадает. Это подтверждено письмом Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 03-06-05-05/39. Ведь ЕНВД облагается именно предпринимательская деятельность по распространению рекламы. А размещение собственной рекламы не может быть признано предпринимательской деятельностью в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Также сотрудники налоговой службы России настаивают на том, что под ЕНВД подпадает распространение любой рекламы, в том числе и социальной направленности. Такую точку зрения они высказали в Письме ФНС России от 30 ноября 2004 г. № 22-2-14/1841@.

Однако это мнение налогового ведомства не бесспорно. Так как за рекламу социальной направленности агентство денег не получает. Более того, в ст. 18 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» прямо сказано, что организации – распространители рекламы обязаны отдавать часть площадей под «социалку». В данном случае речь идет о благотворительности. А значит, говорить о каких-либо коммерческих отношениях не приходится. Получается, что нет и объекта обложения ЕНВД – ведь рекламное место дохода не дает.

Но стоит уточнить в региональном законе размеры поправочного коэффициента К2. Например, в Законе г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 записано, что к площадям, отведенным под социальную рекламу, применяется поправочный коэффициент 0,005. То есть, хотя налог платить нужно, его сумма обычно невелика.

22.3. Особенности определения величины вмененного налога

Имеющиеся в настоящее время в НК РФ определения площадей информационного поля наружной рекламы не позволяют однозначно определять их площадь в случае смены изображения рекламы на определенной площади рекламного щита.

Количество видов предпринимательской деятельности в части распространения и (или) размещения наружной рекламы увеличилось до четырех (вместо имеющихся двух).

Отдельно как вид деятельности выделено распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения, где физическим показателем является площадь информационного поля экспонирующей поверхности с базовой доходностью 4000 руб. на 1 квадратный метр. Указанное определение однозначно в своей трактовке и устраняет все разногласия по поводу размера площади информационного поля.

Рекламные компании, осуществляющие распространение наружной рекламы посредством электронных табло, оплачивают ЕНВД в размере 5000 руб за 1 квадратный метр.

Дополнительно в систему обложения ЕНВД внесен такой вид предпринимательской деятельности, как распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах– роспусках, речных судах, где физическим показателем является количество транспортных единиц, а также количество прицепов и полуприцепов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы с базовой доходностью 10 000 руб. на единицу.

При данном спецрежиме одна ситуация может накладываться на другую.

При оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов физическим показателем является количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов с базовой доходностью 6000 руб.

При распространении и (или) размещении рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах– роспусках, речных судах физическим показателем является их количество, используемое для распространения и (или) размещения рекламы с базовой доходностью 10 000 руб.

Ситуация, когда автобус оказывает услуги по перевозке пассажиров и одновременно размещает рекламу, не экономит налог, а, наоборот, существенно увеличивает его, так как в Законе нигде не оговаривается, что при одновременном использовании одной и той же единицы транспорта на одном и том же режиме, но в разных видах деятельности и при разных значениях базовой доходности имеются какие– то особенности налогообложения. То есть получается, что с одной транспортной единицы придется платить единый налог два раза, так как в данном случае оба вида деятельности находятся на данном спецрежиме.

Однако надо иметь в виду, что под ЕНВД подпадает не вся осуществляемая реклама (Письма Минфина России от 29.10.2004 № 03-06-05-02/13, ФНС России от 10.11.2004 № 22-0-10/1760). Деятельность организаций по распространению и (или) размещению наружной рекламы своей организации, осуществляемая с использованием выносных, переносных, подъемных воздушных, а также иных технических средств, относящихся к нестационарным, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД исходя из положений гл. 26.3 НК РФ.

На основании этого Минфин и ФНС делают вывод: самореклама к предпринимательской деятельности не относится, поэтому ЕНВД распространяется только на рекламную деятельность, которую фирма осуществляет в интересах других организаций.

Очень часто реклама бывает вывешена на щите не весь налоговый период или конструкции под рекламу просто пустуют.

В налоговом кодексе РФ на этот вопрос ответа нет. Чиновники, естественно, утверждают, что величина «вмененного» налога не зависит от того, сколько дней в месяце использовалась рекламная конструкция (Письмо ФНС России от 30 ноября 2004 г. № 22-2– 14/1841@). Другими словами, и за один день, и за целый месяц нужно заплатить одну и ту же сумму.

Но региональные законодатели вправе устанавливать для неиспользованных щитов пониженный коэффициент К2. А при желании власти субъектов РФ могут позволить вообще не платить налог за время, пока на щите не было рекламы. Например, в упоминавшемся Законе г. Москвы № 75 коэффициент К2 зависит не только от расположения конструкций и характера рекламы, но и от продолжительности размещения.

Некоторые конструкции позволяют одновременно размещать сразу несколько изображений и демонстрируют их одно за другим. ЕНВД при этом нужно рассчитывать, ссылаясь на ст. 346.27 НК РФ. По мнению чиновников, для целей уплаты ЕНВД надо сложить площадь всех изображений (см. Письмо ФНС России от 30 ноября 2004 г. № 22-2– 14/1841@). То есть если на стенде сменяются три рекламные картинки, то и площадь информационного поля нужно увеличить втрое.

Конечно, такие разъяснения невыгодны распространителям рекламы. Однако другой подход неизбежно вызовет споры с налоговой инспекцией. И поскольку арбитражной практики по данному вопросу пока нет, предсказать, каким может быть итог судебного разбирательства, очень сложно.

При расчете налога с электронных и световых табло, на которых показывают рекламные ролики, количество демонстрируемой рекламной информации никакого значения не имеет, так как в расчет ЕНВД берется площадь светоизлучающей поверхности. Такое разъяснение приведено в Письме ФНС России от 30 ноября 2004 г. № 22-2-14/1841@.

В соответствии с п. 3 п. 3 ст. 346.26 НК РФ региональные власти определяют значение коэффициента К2, который учитывается при расчете «вмененного» налога. В одних регионах установлено одно значение коэффициента К2 для любой рекламы, облагаемой ЕНВД. В других значение коэффициента зависит от типа наружной рекламы и от того, в каком районе она размещена. И именно этот коэффициент К2 создает проблему, когда агентство расположено в одном городе, а размещает рекламу в другом. Какое значение коэффициента брать в расчет в этом случае?

По мнению чиновников, нужно брать коэффициент, который предусмотрен в том регионе или городе, где размещается реклама. И именно туда фирма должна перечислять ЕНВД. Таким образом, чиновники предлагают рекламным агентствам платить налог во всех городах, где они ведут свою деятельность.

На самом деле все зависит от того, размещает фирма рекламу в том же субъекте РФ, где состоит на учете, или нет. Рассмотрим возможные ситуации.

1. Агентство размещает рекламу в другом городе, но в том же субъекте РФ, где зарегистрировано. В этом случае у фирмы нет никаких оснований платить налог в бюджет другого города. Дело в том, что п. 2 ст. 346.28 НК РФ требует вставать на учет только в том случае, если организация начала вести деятельность в том субъекте РФ, где она еще не зарегистрирована. В данном случае фирма ведет деятельность лишь в другом городе, но в том же субъекте, а значит, вставать на учет в инспекции еще раз не надо. Следовательно, и налог надо платить в бюджет того города, где фирма зарегистрирована.

2. Агентство размещает рекламу в другом городе и в другом субъекте РФ. Если организация начала вести «вмененную» деятельность в другом субъекте РФ, то тут необходимо выполнить требования уже упомянутой ст. 346.28 и встать на учет в налоговой инспекции. Однако сделать это надо лишь в одном из городов другого субъекта. Ведь, как только фирма зарегистрируется в одной из инспекций другой области, она может вести рекламную деятельность на всей территории этого региона.

Вывод отсюда такой: если агентство уже зарегистрировано в каком– либо субъекте РФ, то вставать на налоговый учет повторно там оно не должно. При этом неважно, в каком из городов этой области фирма размещает рекламу. Отметим, что такой вывод Минфин России сделал в своем Письме от 7 сентября 2004 г. № 03– 06-05-04/14.

22.4. ЕНВД с рекламы на транспорте

Начиная с 2006 года в главу 26.3 НК Российской Федерации добавлен вид деятельности, подпадающий под ЕНВД – распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах– роспусках, речных судах.

При этом под распространением и (или) размещением рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах– роспусках, речных судах будет пониматься деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (ст. 346.27 НК РФ).

Физическим показателем будет являться количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов– роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы. Базовая доходность установлена в размере 10000 рублей (статья 346.29 НК РФ).

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

В этой связи необходимо отметить, что имуществом, используемым для ведения указанной предпринимательской деятельности и освобождаемым от уплаты налога на имущество, являются транспортные средства, на которых размещается реклама, и средства рекламы (щиты, таблички и т.д.).

Если имущество используется одновременно как для деятельности, облагаемой ЕНВД, так и для деятельности, не облагаемой ЕНВД, налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет такого имущества. В ситуации, когда по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации. Данная позиция изложена в том числе в письме Минфина России от 08.07.2004 № 03-06-12/61.

Необходимо с сожалением отметить, что многие нормы гл. 26.3 НК РФ, относящиеся к деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах, порождают целый ряд вопросов и требуют дополнительных разъяснений и комментариев.

Первая проблема – это используемый понятийный аппарат.

Из положений ст. 346.27 НК РФ следует, что автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили являются автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. Аналогичные критерии подходят для троллейбусов и, с определенной долей условности, к трамваям. При этом указано, что к транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы роспуски. Безусловно, приведенное выше определение не может быть применено и к речным судам.

В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие «прицеп» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», в соответствии с которыми прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы– роспуски.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на прицепы и полуприцепы к полнокомплектным автомототранспортным средствам с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более выдается паспорт транспортного средства.

Также для отнесения того или иного средства к прицепам можно руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, в соответствии с которым прицепы и полуприцепы сгруппированы в классе 15 3420000.

Сложнее определиться с понятием «речное судно». Нормативно– правовые акты Российской Федерации не содержат такого определения. Для его правильного понимания необходимо провести анализ целого комплекса документов.

Общероссийский классификатор основных фондов все суда поделил на две группы: 1) торговые и пассажирские (15 3511000), 2) спортивные, туристические и прогулочные (15 3512000). В свою очередь торговые и пассажирские суда подразделяются на: а) морские и б) речные и озерные (несамоходные – 15 3511040, самоходные – 15 3511030). Следовательно, из буквального понимания положений ОКОФа следует, что никакие спортивные, туристические и прогулочные суда не могут считаться речными, и, соответственно, деятельность по размещению на них рекламы не подпадает под ЕНВД.

В тоже время использование в Кодексе термина «речное судно» дает основание предполагать, что законодатель имел в виду любые водные транспортные средства, не предназначенные для перемещения по морям.

Согласно статье 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Судно, которому в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (статьи 15 и 16 КВВТ).

Согласно пункту 5 статьи 19 КВВТ после внесения записи в Государственный судовой реестр Российской Федерации заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве.

В соответствии с Правилами государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. № 144, в разделе 1 Государственного судового реестра содержится информация о типе, классе и назначении каждого судна. Указанные сведения также отражаются в свидетельстве о праве собственности и в свидетельстве о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 01 ноября 2002 г. № 136 «Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания» основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором допускается его эксплуатация.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река – море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

В связи с изложенным полагаем, что для целей применения главы 26.3 НК РФ под речным судном следует понимать любое судно (пассажирское, грузовое, спортивное, прогулочное и т.д.), предназначенное для использования на внутренних водных путях и иных неморских водных объектах Российской Федерации, зарегистрированное в Государственном судовом реестре Российской Федерации, и основным символом в формуле класса которого являются буквы «Л», «Р», «О» и «М» либо «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП».

Второй проблемой является определение лица, уплачивающего ЕНВД по деятельности по распространению (размещению) рекламы на транспортных средствах.

Кодекс указывает, что данная деятельность осуществляется путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов транспортных средств, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.

Применительно к рекламе на транспорте законодатель от необходимости обладания правами на имущество уходит. Следовательно, плательщиком ЕНВД может выступать как лицо, обладающее правами на транспортное средство (собственник, арендатор и т.п.), так и не обладающее. К последним прежде всего относятся рекламные агентства. Как же определить, кто будет платить ЕНВД?

Из положений статьи 346.27 НК РФ следует, что целью указанной деятельности является доведение до неопределенного круга потребителей информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. При этом согласно статье 2 Федерального закона «О рекламе» такая информация призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Следовательно, желаемым и необходимым для заказчика (рекламодателя) результатом осуществления исполнителем деятельности по распространению и (или) размещению рекламы в том значении, которое ей придается Кодексом, будет являться доведение определенной им информации до потребителя, то есть иметь нематериальный характер.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Подпадающая под ЕНВД деятельность по распространению и (или) размещению рекламы на транспортных средствах является деятельностью по оказанию услуг.

Такой же позиции в отношении распространения рекламы придерживаются и государственные органы – Минфин России (письмо от 14 апреля 2005 г. № 03-06-05-04/95) и ФНС России (письмо от 01.02.2005 № 22-1-12/089).

Следовательно, плательщиком ЕНВД по деятельности по распространению (размещению) рекламы на транспортных средствах следует признать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение дохода от оказания услуг по размещению рекламы на перечисленных в статье 346.27 Кодекса транспортных средствах, вне зависимости от того, кому и на каких правовых основаниях принадлежат и кем используются данные транспортные средства.

Также необходимо отметить, что любые сопутствующие деятельности по размещению рекламы работы (нанесение рекламного изображения на кузов, установка рекламной конструкции на крышу транспортного средства и ее демонтаж и т.д.) подлежат налогообложению только по общему режиму. При этом налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета по данным вилам деятельности.

Третьей проблемой является определение места осуществления деятельности.

Решение этой проблемы непосредственно влияет на место постановки на налоговый учет, а также, что еще более важно, на возникновении обязанности по уплате ЕНВД.

В соответствии с действующей с 1 января 2006 года редакцией ста. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

При этом налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Что же считать местом осуществления деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах. Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия, как «место осуществления деятельности». Понятно, что в отношении рекламы на транспортных средствах никаких официальных разъяснений государственных органов еще нет. В тоже время рассматриваемая нами деятельность, безусловно, имеет общие черты с также подпадающей под ЕНВД деятельностью по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Просто в нашем случае вместо груза «перевозится» рекламная информация. Общим является также и то, что как перевозочная деятельность, так и рекламная относятся к категории услуг.

Таким образом, по мнению налоговиков, местом осуществления деятельности по перевозке является весь маршрут следования транспортного средства и, следовательно, услуга оказывается в период движения транспортного средства.

В российском налоговом законодательстве только ст. 148 НК РФ дает определение места осуществления деятельности. Так, местом осуществления деятельности считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия организации либо индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации указанных субъектов, при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это представительство).

Таким образом, по нашему мнению, местом осуществления деятельности по оказанию услуг по распространению и (или) размещению рекламы на транспортных средствах является место нахождения организации, то есть то, где присутствует персонал, заключают контракты, подписываются акты об оказанных услугах и т.д. Место осуществления деятельности может определяться и по месту нахождения обособленного подразделения, если на такое подразделение обладает и пользуется полномочиями на заключение договоров и их исполнение.

Четвертой проблемой является неясность с определением поверхностей транспортных средств, размещение рекламы на которых подпадает под ЕНВД.

Как следует из ст. 346.27 НК РФ, под ЕНВД подпадает деятельность по размещению рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов транспортных средств, а также путем установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.

Комментарии:

 

Голосование

Планируете ли вы составлять бух. отчетность по упрощенной форме для малых предприятий?