Бухучет инфо

Страховая организация

Печать

Страховая организация – это различного рода страховые предприятия, учреждения, страховые компании (СК), акционерные страховые общества (АСО), региональные и международные финансовые группы, совместные российско – зарубежные перестраховочные объединения (компании, товарищества, частные фирмы, государственные страховые компании (ГСК) и др. Она функционирует в общей государственной экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

В правовом отношении страховая организация представляет собой обособленную структуру любой общественно – правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, осуществляющую на ее территории страховую деятельность (заключение договоров страхования; формирование страховых резервов и фондов; инвестирование временно свободных денежных средств в доходные объекты, ценные бумаги, облигации; кредитование определенных сфер человеческой деятельности и т. п.).

Предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская сферы. Страховой организации свойственна экономическая обособленность от государственной экономической системы, что выражается в полной самостоятельности ее ресурсов и оборотных средств. С другими страховщиками страховые организации строят свои отношения на основе перестрахования и сострахования, при котором объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками.

В условиях рыночной экономики страховые организации любых форм собственности самостоятельно определяют свою организационную структуру, порядок оплаты и стимулирования труда работников.

Тем не менее специфика страховой деятельности диктует использование двух категорий работников:

1) квалифицированных штатных специалистов, осуществляющих управленческую, экономическую, консультационно-методическую и другую деятельность;

2) нештатных работников, выполняющих аквизиционных (приобретение) и инкассаторские функции (сбор и выплата денег).

К штатным работникам относятся: президент страховой компании, вице-президент (главный экономист), генеральный директор, исполнительный директор (менеджер), главный бухгалтер, референты, эксперты, заведующий отделами по направлениям (видам страхования), инспектора, работники вычислительного центра, сотрудники отделов, обслуживающий персонал.

К нештатным работникам относятся страховые агенты, брокеры, представители страховой компании, медицинские эксперты и другие.

Главной функциональной обязанностью штатных работников является обеспечение устойчивого функционирования страховой компании, высокой рентабельности, платежеспособности, конкурентоспособности.

Основными функциональными обязанностями нештатных работников являются: проведение агитационно-пропагандистской работы среди организаций, акционерных обществ, фирм и населения по вовлечению их в страхование, оформление вновь заключенных и возобновленных договоров, а также обеспечение контроля по своевременной уплате страховых взносов (платежей, премий) со стороны страхователей и производство страховых выплат со стороны страхователей и производство со стороны страховщиков при наступлении страховых случаев, т. е. главная задача нештатных работников состоит в продвижении страховых услуг от страховщика к страхователю.

Все страховые компании делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.

Наиболее широкое распространение получила организационная структура по менеджменту, которая опирается на следующие принципы:

– решения в страховой компании не принимаются односторонне;

– сотрудники страховой компании не только руководствуются распоряжениями начальства, но имеют и свои сферы и планы действия с полномочиями и компетенциями;

– ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления страховой компании. Она является частью компетенции других сотрудников по сферам деятельности;

– вышестоящая инстанция в организационной структуре страховой компании имеет право принимать те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе;

– ведущим принципом структуры менеджмента является делегирование полномочий и ответственности сверху донизу.

При такой организационной структуре управления каждый сотрудник независимо от того, на каком уровне он работает, отвечает только за то, что он сделал или не сделал в рамках своих полномочий. За ошибки сотрудника начальник отвечает лишь в тех случаях, когда он не выполнил свои обязанности руководителя.

Функциями, которые должно выполнять высшее руководство страховой компании, являются:

– определение общей цели страховой компании на данном этапе;

– разработка соответствующей стратегии и планирование работы страховой компании;

– разработка структуры менеджмента;

– разработка концепции маркетинга;

– определение финансовой политики;

– формирование сфер деятельности (личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование);

– координация между собой сфер деятельности;

– решение кадровой и социальной политики.

Организационная структура страховой компании по сферам деятельности означает, что функции страховой компании формируются вне зависимости от способностей сотрудников, а в соответствии с данной организационной структурой.

При этом руководствуются следующим:

1) во всех подразделениях и на всех уровнях имеются сотрудники, превосходящие по своим способностям уровни занимаемых ими положений и полномочий.

2) вместе с ними есть и сотрудники, способности которых не соответствуют или только частично соответствуют требованиям занимаемой должности.

Среди страховых компаний данной организационной структуры можно назвать акционерные страховые общества, общества взаимного страхования.

Государственная страховая компания – организационная форма, учреждаемая государством или образуемая за счет национализации акционерного страхового общества и обращения их имущества в государственную собственность.

Среди новых хозяйственно-организационных структур страхового дела можно выделить следующие.

Концерны – объединение предприятий, включая страховые общества.

Хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и страховых компаний.

Консорциумы – временные договорные объединения производственных предприятий и страховых компаний для решения конкретных задач, реализации крупных целевых программ и проектов.

Комментарии:

 

Голосование

Планируете ли вы составлять бух. отчетность по упрощенной форме для малых предприятий?