Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Информационное сообщение Минфина России от 22 августа 2019 г. N ИС-учет-20 “Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии”
Федеральным законом от 27 июля 2019 г. N 247-ФЗ (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и ряд других федеральных законов.
Изменения вступили в силу 26 июля 2019 г.
Положения, касающиеся представления исправленной бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), вступят в силу с 1 января 2020 г. вместе с нормами, устанавливающими новый порядок представления бухгалтерской отчетности организаций в этот государственный ресурс1.
Введена обязанность работников организации соблюдать требования главного бухгалтера
Статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлены требования к ведению первичных учетных документов организации. Федеральным законом N 247-ФЗ данная статья дополнена положением об обязанности работников организации исполнять требования главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Указанные требования главного бухгалтера должны быть оформлены в письменной форме.
В случае отсутствия должности главного бухгалтера в организации данная норма распространяется на требования иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу (юридическому или физическому), с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, то работники организации также обязаны исполнять указанные требования такого лица.
Запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В частности, статьей 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено утверждение годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества общим собранием акционеров, статьей 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества отнесено утверждение годовых бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью, согласно статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность такого предприятия.
Федеральным законом N 247-ФЗ установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами и (или) учредительными документами организации.
Установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО
Федеральным законом N 247-ФЗ установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 г. будет вести ФНС России.
В случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности2, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (т.е. отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот государственный информационный ресурс. Исправленная отчетность представляется:
- в налоговый орган по месту своего нахождения (т.е. в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);
- в виде электронного документа;
- по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;
- не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность. Если изменения в бухгалтерскую отчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;
- в форматах, утвержденных ФНС России;
- в порядке, утвержденном ФНС России.
Полномочия по ведению бюджетного учета распространены на организации, не являющиеся организациями бюджетной сферы
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" этот Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.
Федеральным законом N 247-ФЗ установлено, что положения Федерального закона "О бухгалтерском учете", относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространяются на иные организации при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации такими полномочиями обладают получали бюджетных средств. Например, в случае если государственному унитарному предприятию переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, то такое предприятие обязано вести бюджетный учет, составлять и представлять бюджетную отчетность (как получатель бюджетных средств). Аналогичное требование установлено в подобной ситуации для муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично - правовых компаний.
Изменен состав документов, регулирующих бухгалтерский учет
В статье 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета. Федеральным законом N 247-ФЗ данный перечень дополнен федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ранее - только федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета).
Согласно внесенным изменениям федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для всех остальных экономических субъектов.
Уточнен порядок внесения изменений в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета
Статьей 26 Федерального закона "О бухгалтерском учете" определен порядок разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Этот порядок предусматривает, среди прочего, уточнение программы в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.
Федеральным законом N 247-ФЗ скорректирован порядок внесения изменений в программу. Установлено, что программа уточняется при необходимости (ранее - ежегодно).
Уточнены основания для внесения изменений в правила бухгалтерского учета
Согласно статье 30 Федерального закона "О бухгалтерском учете" до утверждения в установленном порядке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ в указанный период Минфин России и Банк России вправе вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете". При этом уточненная норма не ставит внесение изменений в названные правила в зависимость от изменения законодательства (ранее - допускались лишь изменения правил, обусловленные изменением законодательства).
Скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы Федеральным законом N 247-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Федерального закона "О бухгалтерском учете", посвященные организациям бюджетной сферы. В частности, предусмотрено, что:
- бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем организации бюджетной сферы, а иным лицом (статья 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", часть 1);
- порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством (статья 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", часть 3.1);
- требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), установленные частью 4 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений (ранее - только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов) (статья 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", часть 4);
- первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно (ранее - период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно, если иное не было установлено самой организацией). Федеральным законом "О бухгалтерском учете", федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов может быть установлен иной порядок исчисления первого отчетного года (статья 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", часть 3);
- порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении) устанавливается Минфином России (статья 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете", часть 4.1);
- порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (статья 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете", часть 3);
- федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные Минфином России до вступления в силу Федерального закона N 247-ФЗ, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (статья 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов
В связи с выделением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов из федеральных стандартов бухгалтерского учета Федеральным законом N 247-ФЗ предусмотрены отдельные порядки разработки и принятия таких стандартов, а именно:
- Минфин России разрабатывает и утверждает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов наряду с программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (статья 26 Федерального закона "О бухгалтерском учете");
- при Минфине России создается Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. Этот Совет проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25.1 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Он будет действовать наряду с Советом по стандартам бухгалтерского учета, из сферы деятельности которого исключены стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Уточнена терминология
В Федеральный закон "О бухгалтерском учете" внесены следующие терминологические уточнения:
- термин "организации государственного сектора" заменен термином "организации бюджетной сферы". Аналогичное уточнение внесено в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности";
- термин "органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов" заменен термином "органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами".
Кроме того, расширен перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы: в их число дополнительно включены органы местной администрации.
Минфин проанализировал июльские поправки к Закону о бухучете. В частности, запрещено менять утвержденную отчетность; уточнены основания для внесения изменений в правила ухучета; введен порядок подготовки стандартов бухучета госфинансов.
С 2020 г. будет действовать порядок предоставления исправленной отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Материал с сайта: garant.ru