Согласно подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ для целей налогообложения прибыли к материальным расходам налогоплательщика приравниваются потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 №814. В соответствии с указанным Постановлением нормы естественной убыли разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами и утверждаются по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Порядок отражения расходов на продажу определен в ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Начиная с 2000 г. организациям предоставляется право признавать в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) расходы на продажу полностью.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в качестве расходов на продажу признаются расходы на:
√ перевозку товаров;
√ оплату труда;
√ содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря;
Под незавершенным производством (НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги, а также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
Для определения фактической себестоимости изготовленной продукции в зависимости от конкретных условий организации (особенностей технологического процесса, организации производства и т.
Многие организации в силу специфики как своей деятельности, так и работы конкретных сотрудников (почтальонов, курьеров и т.п.) выдают им проездные билеты на городской пассажирский и пригородный железнодорожный транспорт.
Если в соответствии с инструкциями или приказом руководителя организации выполнение служебных обязанностей работником носит разъездной характер и при этом он не обеспечен специальным транспортом на время выполнения данных обязанностей, то произведенная в этом случае компенсация работнику стоимости проезда транспортом общего пользования признается расходом для целей налогообложения прибыли (письмо МНС России от 07.
В соответствии с п. 2 ст. 333.12 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 вышеназванной статьи.
В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением НДС и акцизов, а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения.
Согласно ст. 213 ТК РФ обязанность по поведению медицинских осмотров, а также их оплате возложена на работодателя. Медосмотры могут быть:
■ предварительные, цель которых определение соответствия состояния здоровья предполагаемого работника поручаемой ему работе до заключения с ним трудового договора;
■ периодическими, которые помогают проследить за состоянием здоровья работников на протяжении их трудовой деятельности и своевременно выявить начальные формы профессиональных заболеваний, либо заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы.
С 1 января 2005 г. налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (ст. 318 НК РФ).
В отличие от прежней редакции , когда ст. 319 НК РФ предусматривался отдельный порядок оценки незавершенного производства для налогоплательщиков, выполняющих работы (оказывающих услуги), в новой редакции предусматривается специальный порядок только для организаций, оказывающих услуги – сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание
Стоимость приобретения товаров в бухгалтерском учете определяется аналогично стоимости материалов. Исключение сделано для организаций торговли, которым п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, разрешено расходы по доставке товаров до центральных складов, произведенных до момента передачи товаров в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Федеральным законом от 06.06.2005 г. №58-ФЗ внесены изменения в порядок формирования стоимости товаров.
Формирование стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учетах представлены в следующей таблице:
Порядок учета поступления и выбытия материально-производственных запасов: сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, тары, используемой для упаковки и транспортировки продукции (товаров) регулируется ПБУ5/01, Методическими указаниями по учету МПЗ.
Специфика отдельных операций по учету материально-производственных запасов в бухгалтерском и налоговом учетах представлена ниже:
Тара принимается к учету по фактической себестоимости с учетом всех расходов, связанных с ее приобретением. Организация может принять решения в бухгалтерском учете вести учет тары по учетным ценам, но только в случае большой номенклатуры тары и ее быстрой оборачиваемости. Учетные цены устанавливаются на основании п. 80 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. при этом возникающая разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью тары списывается на финансовый результат со счетов учета фактических затрат (при изготовлении тары в самой организации) или со счетов расчетов (если тара приобретается у сторонней организации) (п.
В бухгалтерском учете начисленные до принятия к учету основных средств и материально-производственных запасов проценты по заемным средствам подлежат учету в составе первоначальности стоимости основных средств и фактической себестоимости материальных запасов.
В налоговом учете организация может учесть все суммы процентов по заемным средствам в составе внереализационных расходов, если кредиты выданы на сопоставимых условиях, а также проценты по каждому из займов не должны превышать среднюю величину процентов по всем кредитам более, чем на 20 процентов.
Если возврат товара производится в результате существенного нарушения условий договора по качеству, ассортименту, комплектности, упаковке или других условий поставки товаров (п. 2 ст. 475, п. 2 с. 480, п. 2 ст. 482 ГК РФ), то это является основанием для отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи. При этом товар возвращается поставщику и списывается:
√ либо со счета 002 (если отступление от условий договора были выявлены покупателем при принятии товаров от поставщика, то такие товары на баланс не приходуются);
√ либо со счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом учета претензий (если недостатки товара обнаружены после их принятия от поставщика и оприходования на баланс организации-покупателя).
В бухгалтерском учете расходы на страхование не нормируются. Затраты на страхование признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от того в какой момент денежные средства были перечислены контрагенту. Но поскольку, договоры страхования заключаются на несколько месяцев (лет), то страховые премии относятся к нескольким отчетным периодам. Первоначально сумма страхового взноса классифицируется как расходы будущих периодов с отражением на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списывается на затраты производства и реализации (п.
Пунктом 36 Методических указаний по учету материально-производственных запасов определено, что неотфактурованная поставка-это материальные запасы, которые поступили в организацию без расчетных документов. Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов формы №М-7. Первый экземпляр вышеназванного акта служит основанием для отражения в бухгалтерском учете. В п. 39 Методических указаний по учету материально-производственных запасов установлено, что материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом учете по принятым в организации учетным ценам.
Расходы по приобретению, содержанию, бучению служебных собак и щенков в бухгалтерском учете принимаются в порядке, установленном для счета 11 «Животные на выращивании и откорме» (для молодняка) и счета 01 «Основные средства» (для собак, используемых по служебному назначению) (письмо Минфина России от 08.12.2004 г. №07-05-16/78). Таким образом, взрослые служебные собаки являются отдельными инвентарными объектами учета основных средств.
Данный порядок учета применим к тем организациям, которые целенаправленно занимаются подготовкой и содержанием служебных животных как постоянно эксплуатируемых в целях ведения производственной деятельности единиц.
Организация ликвидировала устаревшее основное средство, но некоторые его составляющие еще пригодные для использования, потому решено их оприходовать. Первичным документом для отражения в бухгалтерском и налоговом учете является акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35). В бухгалтерском учете оставшиеся после демонтажа материалы приходуются по рыночной стоимости (п. 9 ПБУ 5/01). У организации возникает внереализационный доход.
Специальная одежда выдается работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. ст. 209 и 212 Трудового кодекса РФ). Форменная и специальная одежда может предоставляться работнику для использования только на работе (в этом случае право собственности на одежду остается у предприятия) или в личное постоянное пользование (тогда право собственности на одежду переходит к работнику).
В свою очередь, форменная одежда не защищает работников от каких-либо вредных факторов, а показывает принадлежность сотрудника к организации.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 253 и подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы в виде взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом п. 2 ст. 263 НК РФ установлено, ч то расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным Законом РФ от 29.
Ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия, а заказчик – оплатить услуги.
Договором между продавцом и покупателем может быть предусмотрено дополнительное условие оплаты продавцом действий покупателя по выполнению заранее оговоренных условий по объемам приобретаемых у продавца товаров. Ведь покупатель изначально по договору купли-продажи не обязан выбирать определенный объем.
Для продавца такие суммы тогда можно будет рассматривать как расходы по оплате услуг, потребляемых в связи со сбытом производимой продукции и обеспечивающих производителю устойчивый объем реализации произведенной продукции.
Решением Президиума ВАС РФ от 21.11.2003 №5953/03 было признано, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, являются средствами целевого финансирования и потому не подлежат обложению налогом на прибыль (п.17 ст. 270 НК РФ). Данная позиция отражена в письме Минфина РФ ОТ 21.11.2004 №03-03-01-02/58.
После 01.01.2004 г. на операции такого вида расходов решение ВАС РФ напрямую вряд ли может быть распространено. Дело в том, что данное решение принято исходя из анализа ст. 35 ФЗ от 18.04.