Единый сельскохозяйственный налог
В гл. 26.1 НК РФ, посвященную единому сельскохозяйственному налогу, федеральными законами от 13.03.2006 № 39-ФЗ, от 03.11.2006 № 177-ФЗ, внесено значительное количество изменений. Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с новой редакцией п.2 ст. 346.2 НК РФ право на применение ЕСХН с 1 января 2007 г. получили именно сельскохозяйственные производители, а также все градо– и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации.
Ссельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо– и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.
Ранее право применять ЕСХН было не у всех рыбохозяйственных организаций, а только у тех, которые начали свою деятельность до 1 января 1997 г.
Поправки в НК РФ расширили круг лиц, которые не имеют право переходить на уплату ЕСХН. В него включены в соответствии с п.6 ст.346.2 НК РФ:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) бюджетные учреждения.
Были изменены условия перехода на уплату ЕСХН вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь зарегистрированные организации и предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение пяти дней с даты постановки на учет. А те организации, которые опоздали воспользоваться своим правом, получили возможность при выполнении ряда условий сделать это позже. Так, согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ вновь созданная в текущем году организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам последнего отчетного периода по налогу на прибыль организаций (последнего отчетного периода по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ в текущем году в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такой организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов. Вновь зарегистрированный в текущем году индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев текущего года в общем доходе от предпринимательской деятельности такого индивидуального предпринимателя доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Кроме того, были изменены нормы об утрате права на применение ЕСХН. П.5 ст.346.3 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в связи с утратой этого права в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Внесенные в гл. 26.1 НК РФ изменения существенно скорректировали правила признания доходов и расходов.
Так, в частности, теперь полученные дивиденды, с которых уже был удержан налог у источника выплаты, не включаются в доходы плательщика ЕСХН (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
Был уточнен момент признания дохода в случае оплаты неденежными средствами (векселем, отступным, новацией, взаимозачетом). Так, теперь датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод). При использовании же покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) и (или) имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. Установлено, что суммовые разницы не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Значительно расширен перечень расходов, принимаемых при налогообложении (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В частности, можно учитывать расходы: на бухгалтерские и юридические услуги; на хранение, обслуживание и транспортировку товаров для перепродажи; на сертификацию продукции; на приобретение скота, молодняка птицы и мальков рыбы; на выплату вознаграждений посредникам; в виде отрицательной курсовой разницы; в виде роялти; на некоторые виды добровольного страхования и на многое другое.
Ранее причиной многочисленных судебных разбирательств являлись расходы на изготовление и сооружение основных средств и на создание нематериальных активов самим плательщиком ЕСХН. Налоговые органы считали, что они не могут быть учтены в расходах по ЕСХН. Теперь же построенное и созданное предприятием амортизируемое имущество разрешено учитывать в расходах наравне с покупными ОС и НМА (подпункты 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Однако достраивать, реконструировать, переоборудовать и модернизировать имеющееся имущество по-прежнему невыгодно: эти капитальные расходы по-прежнему не включены в данный перечень расходов.
Порядок признания расходов по приобретению основных средств и нематериальных активов также претерпел изменения. Теперь такое имущество признается по правилам главы 25 НК РФ с учетом ряда особенностей (описание дано в п.4 ст.346.5 НК РФ). Если же ЕСХН применяется с момента регистрации налогоплательщика в налоговых органах, то стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Списание расходов по нематериальным активам производится в том же порядке, что и по основным средствам, а срок полезного использования для них определяется в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ. По недвижимому имуществу расходы признаются с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию прав (не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г.) (п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Согласно подп. 31 п. 2 ст. 346.5 НК РФ разрешено уменьшать доходы на расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, в том числе на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; на земельные участки, которые находятся в государственной или в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства. Причем в соответствии с п.4.1 ст.346.5 такие расходы учитываются равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет.. Из отрицательных моментов можно выделить уточнение правил признания многих имеющихся в нем расходов не в пользу налогоплательщика. Например, теперь можно учитывать не весь «входной» НДС, а только относящийся к принимаемым при налогообложении расходам при наличии оплаты поставщикам (подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Или санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и возмещение вреда можно учитывать только на основании решения суда (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Изменения, внесенные в ст. 346.5 НК РФ, применяются к отношениям, возникшим с 1 января 2006 г., хотя и вступили в силу только с 2007 г. Это означает, что организация должна была перед подачей декларации за 2006 г. пересчитать доходы и расходы с учетом изменений в ст. 346.5 НК РФ. Но если налогоплательщик сможет доказать, что изменения в указанную статью в их совокупности ухудшают его положение, то, он имеет право не делать пересчет за 2006 г в силу п. 2 ст. 5 НК РФ о том, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В отличие от существовавшего ранее порядка об уменьшении текущей налоговой базы на убытки прошлых лет в конце отчетного периода сейчас такое право у налогоплательщиков отнято, для списания убытков прошлых лет придется дожидаться окончания налогового периода (п. 5 ст. 346.6 НК РФ). При наличии до перехода на ЕСХН остатков незавершенного производства, отраженных в налоговом учете в целях уплаты налога на прибыль, организации могут включить их в принимаемые при ЕСХН расходы в периоде изготовления готовой продукции. Но при условии, что включенные в «незавершенку» материальные расходы были оплачены до перехода, а в целях главы 25 НК РФ применялся метод начисления (подп. 6 п. 6 ст. 346.6 НК РФ).
В настоящее время по-новому определяется остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, как приобретенных до перехода на ЕСХН, так и в случае обратного перехода на общую систему налогообложения и на УСН (пункты 8 и 9 ст. 346.6 НК РФ). Теперь в случае, если организация переходит с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) которых не полностью перенесены на расходы за период применения единого сельскохозяйственного налога, то в учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, на сумму произведенных за период применения единого сельскохозяйственного налога расходов. Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога и с единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения применяют такие же правила.
Кроме того, нужно отметить, что в ст. 346.6 был введен п. 6.1, который установил ранее отсутствовавшие правила определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на ЕСХН с двух других спецрежимов, причем как для организаций, так и для предпринимателей (п. 6.1, 9 ст. 346.6 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 346.5 НК РФ уплачивающих ЕСХН индивидуальных предпринимателей обязали вести книгу учета доходов и расходов. Отметим, что форма такой Книги утверждена Приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н. Кроме того, теперь они будут сдавать декларацию и уплачивать налог так же, как остальные плательщики ЕСХН, т. е. не позднее 31 марта следующего года (ранее было 30 апреля) (подп. 2 п. 2 ст. 346.10, п. 5 ст. 346.9 НК РФ). В частности, декларацию за 2006 г. нужно было подать не позже 31 марта 2007 г.
Начиная с 1 января 2007 г. для плательщиков ЕСХН действует запрет на применение ЕНВД в случае, если они продают собственную сельскохозяйственную продукцию через свои розничные точки, магазины и объекты общепита (п. 7 ст. 346.2, абзац второй п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).