Договор поставки
Договор поставки является важным и неотъемлемым документом в деятельности любой организации (или индивидуального предпринимателя), занимающейся торговой деятельностью. Если организация специализируется на оптовой торговле, она одновременно будет выступать и как покупатель, и как продавец (поставщик) товара. Если же организация занимается только розничной торговлей, в заключаемых ей договорах она будет выступать только как покупатель, так как в розничной торговле договора купли-продажи с каждым потребителем в отдельности не заключаются, за исключением, пожалуй, случаев, когда торговая организация реализует товары в кредит без привлечения банков и других кредитных организаций. Но в любом случае договоры поставки заключаются непременно, поэтому мы постараемся дать нашим читателям основные понятия и сведения об этом документе.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на одну, казалось бы, азбучную истину. Подходить к заключению договоров следует очень и очень серьезно! Довольно часто торговые организации (особенно это касается небольших фирм и индивидуальных предпринимателей) довольствуются устоявшейся формой договора, либо своей, либо той, которую предлагает поставщик. В итоге лица, ответственные за заключение договоров, подписывают их, что называется, «на автомате», даже не вчитываясь в текст, полностью доверяя формулировке «Всегда по ним работаем». До определенного момента этот подход может работать, особенно если поставки идут от небольшого круга проверенных поставщиков. Но, заключая договор, следует иметь в виду, что это юридический документ и в случае возникновения споров решаться они будут на основании положений этого документа, а не на основании «честных слов» и «джентльменских соглашений».
Условия любого договора не должны противоречить требованиям действующего законодательства, которое дает большую свободу при заключении договоров. Так, многие пункты закона, предписывающие те или иные условия поставки, содержат формулировку «если иное не предусмотрено договором», т. е. если в договоре оговорены другие условия, то при возникновении споров по данному вопросу, действовать будут именно эти условия.
Если же договор не затрагивает какие-либо условия, по которым возникли разногласия, по умолчанию вступают в силу положения законодательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ «…по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».
Таким образом, договор поставки – это разновидность договора купли-продажи, заключаемый только при оптовой продаже (поставке) товаров. ГК РФ предписывает также сроки и способы урегулирования споров, возникающих при заключении договора поставки (ст. 507):
1) в случае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения;
2) сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Договор поставки является двусторонне обязывающим, т. е. каждая из сторон при заключении договора приобретает по нему одновременно и права и обязанности. Он является также консесуальным, т. е. его условия согласовываются между обеими заинтересованными сторонами, и возмездным. К основным особенностям договора поставки согласно ст. 506 ГК РФ следует отнести следующие:
1) в качестве продавца в договоре поставки выступает только предприниматель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), реализующий товары как производимые им, так и закупленные для последующей продажи;
2) цель приобретения товара не должна быть связана с его использованием для личных, домашних или семейных нужд. Если мы сопоставим требование к цели приобретения товара с определением оптовой торговли, станет ясно, что второй стороной – покупателем – в договоре поставки также выступает предприниматель (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо);
3) в отличие от договора купли-продажи в договоре поставки момент заключения договора и момент его исполнения, как правило, не совпадают, что подтверждается формулировкой о передаче товара покупателю «…в обусловленный срок или сроки».
Чаще всего договор поставки заключается на год с возможностью последующей пролонгации, т. е. его заключение ведет к возникновению долгосрочных отношений.
Обязательными атрибутами заключаемого договора являются:
1) место и дата его заключения;
2) наименование сторон, заключающих договор;
3) фамилия, имя, отчество и должность лица, заключающего договор от имени каждой из сторон, а также наименование документа, на основании которого это лицо имеет право на заключение договора от имени предприятия (Устав организации, доверенность);
4) собственно предмет договора;
5) порядок, способы и сроки расчетов по договору;
6) сроки действия договора.
Договор должен быть скреплен собственноручными подписями лиц, заключивших договор от лица своих организаций, и заверен печатями обеих сторон.
Договор может (и должен) содержать также особые условия, как, например, возможность пролонгации договора, признание форс-мажорных обстоятельств, освобождающих стороны от ответственности за неисполнение условий договора.
Торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, специализирующимся на розничной торговле товарами, имеющими ограниченный срок годности, мы рекомендуем в договорах поставки оговаривать также минимальный уровень срока годности товара (например, срок годности товара должен на момент поставки составлять не менее 85 %).
В целом, в договоре поставки может быть затронут очень широкий круг вопросов, и чем полнее и точнее будут изложены условия договора, тем меньше шансов на возникновение споров по этим вопросам в дальнейшем.
Как же поступать торговым организациям, заключающим договоры с иногородними поставщиками, в случае, если выезд доверенного лица одной из сторон для заключения договора на месте невозможен? Ждать, пока договоры с подписями и печатями дойдут по почте (а это на данный момент единственный способ получить оригинал документа без выезда на место) долго и неэффективно. Можно использовать следующий способ. Непосредственно в условия договора следует включить пункт о том, что договор и все документы, являющиеся его неотъемлемой частью (дополнительные соглашения, спецификации, перечни товаров и т. д.) действительны в виде отправлений по факсу до момента получения оригинала документа. Затем экземпляр договора с подписью и печатью отправляется по факсу другой стороне и возвращается также по факсу с ее подписью и печатью. Таким образом, у организации будет документ, позволяющий ей действовать в рамках данного договора до тех пор, пока по почте или другим способом не будет получен оригинал. Однако такой вариант можно предложить лишь как временную меру, и злоупотреблять им не стоит.
Документами, дополняющими договор поставки и являющимися его неотъемлемой частью, могут служить соглашения об изменении условий договора (в этом случае нет необходимости перезаключать договор, если изменяется лишь часть условий поставки и обе стороны согласны с этими изменениями); протокол разногласий; документы, определяющие количество, цену, ассортимент и другие требования, предъявляемые к поставляемому товару (это особенно актуально при заключении долгосрочных договоров с поставкой товара партиями) и т. д.
В этом пункте были приведены общие сведения о цели и значении такого документа, как договор поставки. Однако еще раз следует подчеркнуть, что для каждой торговой организации и даже для различных контрагентов в одной и той же фирме, условия договоров могут заметно отличаться, в зависимости от конкретных условий хозяйственной деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя.