Учет операций с тарой
Тара – это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей.
Требования к упаковке товара при передаче его от поставщика покупателю предусмотрены Гражданским кодексом РФ, в частности ст. 481 и 482. Согласно ГК РФ если в договор поставки не включены какие-либо условия, касающиеся тары или (и) упаковки, то по умолчанию товар должен быть предоставлен покупателю в таре (упаковке), за исключением товара, который по своему характеру не требует упаковки (затаривания). Товар, к упаковке которого законодательно предъявляются особые требования, должен быть передан поставщиком покупателю в таре (упаковке), соответствующей этим требованиям, независимо от условий договора поставки.
Если товар передан покупателю в ненадлежащей упаковке или без нее (кроме случаев, когда характер товара не требует упаковывания), покупатель вправе требовать от поставщика затаривания (упаковки) товара либо замены ненадлежащей тары. Гражданский кодекс предусматривает также, что в случае поставки товара в ненадлежащей таре (упаковке) покупатель вправе рассматривать такую ситуацию как поставку товара ненадлежащего качества и предъявлять поставщику соответствующие требования.
Тара, которую получает торговое предприятие от поставщика, подразделяется на возвратную и невозвратную. Возвратность тары определяется условиями договора поставки. Согласно п. 3 ст. 254 НК РФ «если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение…» Следовательно, за тару предприятие-покупатель платит в любом случае, но, если по условиям договора с поставщиком тара является возвратной, ее стоимость (оговоренная или возможная) должна быть исключена из затрат на приобретение товара. Стоимость же невозвратной тары относится к расходам на приобретение товара. Если стоимость возвратной тары не включена поставщиком в стоимость приобретаемого товара, учитывать ее в расходах на приобретение товаров тоже не нужно.
Правила учета приема, хранения и движения тары регламентируются разделом 3 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н. Согласно этим указаниям бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:
1) тара из древесины;
2) тара из картона и бумаги;
3) тара из металла;
4) тара из пластмассы;
5) тара из стекла;
6) тара из тканей и нетканых материалов.
Детали и приспособления, используемые специально для изготовления и ремонта тары, также учитываются в ее составе.
К однооборотной (невозвратной) таре, как правило, относится бумажная, картонная, полимерная (пленочная) упаковка (коробки, мешки, пакеты). Чаще всего стоимость такой упаковки сразу включается в стоимость товара и отдельно покупателем не оплачивается. К многооборотной (возвратной) таре чаще всего относится деревянная, металлическая, стеклянная и пластмассовая тара (ящики, бочки, фляги и т. д.). Однако, как мы уже говорили выше, возвратность тары согласно НК РФ определяется договором поставки. Так, например, ящик из гофрированного картона может относиться и к возвратной, и к невозвратной таре. В настоящее время такую упаковку чаще всего относят к невозвратной, и она подлежит утилизации силами покупателя. Стеклянные банки с соком могут быть невозвратной тарой в случаях, когда этот товар приобретается для розничной продажи, и (по условиям договора) возвратной, если, к примеру, продовольственный магазин торгует соками на розлив. Законодательство, как мы видим, предоставляет сторонам сделки решать этот вопрос самостоятельно, оговаривая его в условиях договора. За возвратную тару по условиям договора поставщиком с покупателя может взиматься не оплата, а залог, который возвращается покупателю после возврата им тары в надлежащем состоянии.
Тара подразделяется на упаковку внешнюю и непосредственную. Непосредственная упаковка характеризуется тем, что является неотделимой частью продаваемого товара и может быть самостоятельно использована (или утилизирована) только после его использования. Естественно, что стоимость такой упаковки включена в себестоимость товара и подлежит отдельному учету только в том случае, если она может быть возвращена на склад и использована внутри предприятия или продана (как в случае с банками при продаже сока на розлив). Однако ситуация эта довольно ограничена. В розничной продаже (тем более при торговле непродовольственными товарами) чаще всего непосредственная упаковка не учитывается отдельно и ее стоимость включена в себестоимость (а следовательно, и продажную цену) товара, продаваемого потребителю.
Торговые организации ведут учет всех видов тары (кроме используемой внутри предприятия как хозяйственный инвентарь) на счете 41 «Товары» субсчет «Тара под товаром и порожняя». На этом субсчете учитываются также тарные материалы, предназначенные для ремонта и изготовления тары (при их наличии).
Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости независимо от способа и условий ее приобретения (изготовления). При высокой оборачиваемости и большой номенклатуре таре на предприятии допускается ведение синтетического и аналитического учета операций с тарой по учетным ценам, которые предприятие устанавливает самостоятельно и дифференцированно по видам тары. Разница между фактической себестоимостью и учетной ценой тары (если таковая возникает) списывается на счет учета финансовых результатов как операционные расходы. Однако данная ситуация, на наш взгляд, может быть актуальна только для крупных оптовых торговых организаций и интересна в основном для предприятий, имеющих свое производство (отрасль, которую в этой книге мы не рассматриваем).
Тара, которая используется на предприятии в хозяйственных целях как инвентарь, учитывается на счете учета материалов субсчет «Тара и тарные материалы».
Аналитический учет тары ведется в количественном и стоимостном выражении по местам хранения, материально ответственным лицам, видам и группам тары.
Приемка и движение тары (продажа, возврат, внутренние перемещения) документально оформляются аналогично учету товаров, на основании первичных документов (накладных и т. п.). Списание тары из-за ее непригодности вследствие износа, лома, боя, порчи и иных причин производится на основании акта списания. Акт составляется комиссией, состав которой утверждается руководителем предприятия. Комиссия подтверждает непригодность тары, а также определяет лиц, виновных в ее порче.
Списание тары производится после подписания составленного акта руководителем предприятия или другим лицом, имеющим на это полномочия. Списанная тара подлежит обязательной утилизации. Если утилизация тары производится не самостоятельно (чаще всего в случаях с полимерной, металлической и стеклянной тарой), передача тары для утилизации или переработки соответствующей организации оформляется накладной. Также внутренней накладной осуществляется передача тары подразделению предприятия, осуществляющему утилизацию. Несоблюдение этих требований может привести к серьезным конфликтам не только с налоговыми органами, но и с организациями, осуществляющими экологический контроль.
Торговая организация приходует поступившую тару одновременно с поступлением затаренных в нее товаров по ценам, указанным в первичных документах. Если поступившая тара отдельно поставщику не оплачивается, но может быть использована или продана, то ее оприходование производится по сложившимся рыночным ценам с одновременным отнесением указанной стоимости на счет учета финансовых результатов.
Покупатель обязан в порядке и в сроки, установленные законодательно, возвратить многооборотную (возвратную) тару поставщику, если в договоре поставки не указано иное. Возвращенная тара списывается по цене оприходования, указанной в первичных документах, или по цене, указанной в договоре. Поставщик вправе вернуть за возвращенную тару не всю полученную от покупателя сумму в случаях, когда договором предусмотрено возмещение расходов на ремонт, промывку и другую подготовку тары к дальнейшему использованию. Уменьшение возврата оплаты за тару возможно также в случае, когда тара возвращается в поврежденном виде. Лучше всего указывать возможные варианты расхождения цены оприходования и возврата в договоре. Если договор таких ситуаций не предусматривает, покупатель может либо признать обоснованность требований поставщика, либо решать этот вопрос в законодательном порядке с предъявлением иска. В первом случае расхождение между ценой оприходования и суммой, полученной за возвращенную тару от поставщика, относится на счет транспортно-заготовительных расходов, а во втором – на счет учета расчетов по претензиям.
Возвратная тара, за которую по договору покупатель уплачивает залог, учитывается по залоговым ценам. Такая тара подлежит возврату в обязательном порядке.
В складском учете материально ответственное лицо, осуществляющее приемку, хранение и отпуск тары, составляет отчет по таре за отчетный период. Этот документ создается в двух экземплярах, один из которых вместе с сопроводительными документами передается в бухгалтерию, а второй с подписью бухгалтера, удостоверяющей передачу в бухгалтерию одного экземпляра, хранится у материально ответственного лица.