Объекты обложения и налоговая база усн

4.1. Порядок признания расходов на дату перехода на УСН.

На дату перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость приобретенных и оплаченных в периоде применения общего режима налогообложения основных средств и нематериальных активов принимается равной остаточной стоимости этих объектов, которая определяется как разница между ценой приобретения таких объектов и суммой начисленной по ним в соответствии с правилами гл. 25 НК Российской Федерации (НК РФ) амортизации.

В этих целях начисленная на дату перехода на упрощенную систему налогообложения сумма амортизации основных средств и нематериальных активов подлежит перерасчету исходя из цены приобретения таких объектов.

В отношении числящихся на балансе основных средств и нематериальных активов, оплата которых будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, вышеуказанная остаточная стоимость учитывается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата таких объектов.

Учесть расходы следует в зависимости от метода начисления расходов согласно учетной политики.

1. Налогоплательщики – организации, применявшие до перехода на упрощенную систему налогообложения общий режим налогообложения с использованием метода начисления, учитывают расходы в особом порядке.

Оплаченные, но не осуществленные такими налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу на дату их осуществления в периоде применения данного специального налогового режима.

Расходы, осуществленные такими налогоплательщиками после перехода на упрощенную систему налогообложения, включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу на дату их оплаты, если оплата была произведена после перехода на упрощенную систему налогообложения.

Расходы, осуществленные такими налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения и учтенные ими при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, даже если их оплата была произведена в периоде применения упрощенной системы налогообложения.

2. Налогоплательщики, применявшие до перехода на упрощенную систему налогообложения общий режим налогообложения с использованием кассового метода признания доходов и расходов, учитывают расходы в следующем порядке.

Оплаченные такими налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), реализация и (или) оплата которых будет осуществлена в периоде применения данного специального налогового режима, признаются расходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по единому налогу, на дату получения доходов от их реализации только в случае, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы не были учтены вышеуказанными налогоплательщиками при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц.

Осуществленные налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы по оплате стоимости приобретенных для дальнейшей реализации товаров, реализация которых будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по единому налогу, на дату получения доходов от реализации таких товаров в периоде применения упрощенной системы налогообложения.

Если доходы от реализации полученных, но не оплаченных покупных товаров фактически поступили налогоплательщикам до перехода на упрощенную систему налогообложения, оплаченные ими после перехода на упрощенную систему налогообложения затраты, связанные с приобретением таких товаров, не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу.

Пример

Организация в октябре 2007 года получила предоплату 500 000 руб. (в том числе НДС – 76 271 руб.) под предстоящую оплату товаров. НДС был перечислен в бюджет.

С 1 января 2008 организация перешла на УСН. А поставка товаров была осуществлена лишь в феврале 2008 года. В этом же месяце организация вернула покупателю 76 271 руб. излишне полученного с него налога.

А в налоговую инспекцию организация представила уточненную декларацию по НДС за декабрь 2007 года, в которой к вычету из бюджета дополнительно предъявлено 76 271 руб.

Следует отметить, что в теории все выглядит достаточно гладко. Но как показывает практика вернуть деньги из бюджета зачастую сложнее, чем внести их туда. Кроме того, подобные возвраты возбуждают у налоговых органов дополнительный интерес и желание проверить такого налогоплательщика более тщательно.

4.2. Порядок исчисления налоговой базы

Объектом налогообложения признаются:– доходы;– доходы, уменьшенные на величину расходов.Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. И не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение полученных ими доходов.Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение полученных ими доходов, уменьшенных на величину понесенных ими расходов.При этом следует иметь в виду, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения таких доходов и (или) на дату оплаты таких расходов.

4.2.1. Объект обложения «доходы»Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества, учитываются в совокупности с доходами, полученными в денежном выражении. Денежное выражение таких доходов определяется исходя из рыночных цен, устанавливаемых применительно к порядку, предусмотренному ст. 40 НК РФ.Доходы, которые не учитываются при налогообложении.При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;8) в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;10) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;12) в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. 78, 79, 176 и 203 НК из бюджета (внебюджетного фонда);13) в виде сумм гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемых при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. (при условии ведения раздельного учета доходов (расходов)),. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;в виде полученных грантов. (грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;в виде аккумулированных на счетах организации– застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно– технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно– исследовательских и опытно– конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно– технической политике»;в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;(абзац введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 178-ФЗ)в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;15) в виде стоимости дополнительно полученных организацией – акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе);16) в виде положительной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;17) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;18) в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;19) в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;20) в виде имущества и (или) имущественных прав, которые получены организациями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации от операций с материальными ценностями государственных запасов специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов и направлены на восстановление и содержание указанных запасов;21) в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации;22) в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;23) в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованных на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;24) в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;25) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (за исключением резервов, расходы на создание которых в соответствии со ст. 300 НК РФ ранее уменьшали налоговую базу);26) в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа;27) в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;28) в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;29) в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью;30) в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке.2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. (При этом вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений).К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично– правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;1.1) целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно.исследовательских и опытно.конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно.технической политике»;2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;6) пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально.культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.В соответствии с письмом Минфина России от 20 августа 2007 года № 03-11-04/2/208, «упрощенщик», который платил налог с доходов, при переходе на общий режим не вправе учесть в расходах принятые ранее работы и услуги.Любая организация, применяющая «упрощенку», в течение года может лишиться своего права на использование этой системы. Например, может произойти превышение максимального порога выручки. В этом случае, начиная с того квартала, в котором допущено несоответствие, нужно платить общие налоги. И здесь неизбежно возникает вопрос, как учитывать так называемые переходные расходы, то есть относящиеся к одному периоду, но оплаченные в другом.Переходные расходы, в соответствии с письмом Минфина от 20 августа 2007 г. № 03-11-04/2/208, следует учитывать по особому. Порядок учета отличается от того, который применяют те компании, которые исчисляли «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами.Затраты на сырье и материалы, которые на момент перехода на общий режим не были переданы в производство, можно учесть при расчете налога на прибыль. Равно как и принять по ним к вычету НДС.Зарплату, начисленную в период, когда компания еще применяла «упрощенку», при переходе на общий режим включить в расходы нельзя. Независимо от того, когда фактически произошла выплата заработной платы или перечисление взносов.Отметим, что если компания рассчитывала единый налог с разницы между доходами и расходами, то принцип учета переходных расходов, по мнению тех же чиновников, будет иным: непогашенные долги по зарплате и взносам в Пенсионный фонд включаются в расходы на дату перехода. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/2/154.Выполненные работы или оказанные услуги принятые, до перехода на общий режим налогообложения, но оплаченные после перехода, не могут быть списаны на расходы при расчете налога на прибыль.Относительно учета сырья и материалов с чиновниками не поспоришь. А вот что касается расходов по работам и услугам, то тут выводы Минфина России можно подвергнуть сомнению. С одной стороны, позиция чиновников выглядит логично. Ведь если у «упрощенщика» объект налогообложения – доходы, то произведенные расходы на величину налоговой базы не влияют. А после перехода на общий режим действует уже метод начисления. То есть момент оплаты не важен, а важен период, в котором возник расход: была начислена зарплата, приняты работы или услуги от подрядчика.Но с другой – если работы или услуги не были оплачены при «упрощенке», то их можно отнести на расходы при расчете налога на прибыль в первый же день применения общего режима. Такой порядок установлен подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. И в кодексе нет оговорки, что это правило установлено только для «упрощенщиков» с базой «доходы минус расходы». Но, как видим, чиновники этот общий подход не разделяют.Поэтому, если сумма «переходных» затрат существенна для компании, есть смысл поспорить с чиновниками.

4.2.2. Получение доходов по векселюДоходы от реализации учитываются исходя их всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ).В случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем векселя третьего лица, датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг) признается день поступления указанного векселя.В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ средства, полученные по договорам кредита или займа, независимо от формы оформления заимствований, а также средства, полученные в счет погашения таких заимствований, относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении.Учитывая, что в рассматриваемых в запросе ситуациях вексель является долговым обязательством и одним из средств оформления заимствования, согласно которому налогоплательщик предоставляет во временное пользование денежные средства организации, выпустившей вексель и предоставившей его налогоплательщику, при погашении и реализации векселя налогоплательщиком к стоимости его приобретения применяется подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ.Согласно п. 6 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде процентов, полученных по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.Поэтому, при предъявлении налогоплательщиком указанного векселя к погашению векселедателю, в доходы включаются суммы процентов (дисконта), определяемые на дату поступления средств по данному векселю (письмо ФНС от 08 апреля 2005 г. № 22-1-11\104).В соответствии с п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2 НК РФ организации при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.Согласно п. 2 ст. 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту.Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы в виде положительной курсовой разницы.Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому налогоплательщиками в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.Расходы в виде отрицательной курсовой разницы ,в соответствии с п. 1 ст. 346 также включены перечень расходов.При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселей признать датой получения доходов дату оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу (ст. 273 НК РФ).ПримерНалогоплательщиком в счет произведенных работ от организации– векселедателя получен вексель на сумму 500 тыс. руб. Оплата по нему должна быть произведена в феврале текущего года. В конце месяца от векселедателя была получена информация о невозможности погашения векселя и согласии на передачу его в марте текущего года третьему лицу.В этом случае вексель, переданный третьему лицу, будет учтен при определении доходов налогоплательщика в марте текущего года.

4.2.3. Объект обложения «доходы за вычетом расходов»Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, применительно к порядку, предусмотренному для налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ, учитываются расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9—21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ указанные расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты.Перечень видов расходов, на которые можно уменьшать налоговую базу по единому налогу, ограничен ст. 346.16. НК РФ1) расходы на приобретение основных средств;2) расходы на приобретение нематериальных активов;Расходы на основные средства и нематериальные активы, т.е расходы связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и приобретением, а также созданием нематериальных активов (п. 1,2 ст. 346.16 НК РФ (в ред. Закона от 21.07.2004 № 101-ФЗ).3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество (Расходы, производимые при сдачи в аренду складских, офисных и торговых помещений суммы арендной платы, предъявляемые организацией арендаторам, не могут уменьшаться на суммы коммунальных платежей, уплачиваемых арендаторами самостоятельно энерго– и водоснабжающим организациям, поскольку эти платежи относятся к расходам по содержанию помещений, передаваемых в аренду.В случае, если договорами аренды предусматривается уплата коммунальных платежей арендаторами самостоятельно сверх сумм арендной платы, сумму этих платежей арендодатель должен учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу (письмо 16.08.2005 № 03-11-04-\2\48));5) материальные расходы (при учете расходов на приобретение сырья и материалов нужно руководствоваться положениями ст. 254 НК РФ, согласно пункту 5 которой при определении налоговой базы не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца);6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;7) расходы на все виды обязательного страховании работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) (Порядок учета в составе расходов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, положения п. 2 ст. 346.16 НК РФ не распространяются. Поэтому эти суммы налога не включаются в стоимость товарно-материальных ценностей, учитываемых в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 254 НК РФ. Не включаются они и в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Указанный налог в полной сумме учитывается в составе расходов в отчетном периоде его уплаты);Полученные доходы можно уменьшить «на сумму НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным организацией и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 НК РФ и ст. 346.17 НК РФ» (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По вопросу учета сумм НДС по приобретенным ОС у МНС России и Минфина России недавно существовали противоположные мнения. Сотрудники налогового ведомства в своих частных ответах придерживались точки зрения, что «упрощенцам» в стоимость основного средства нужно включать НДС, ранее уплаченный поставщикам этого актива (Письма УМНС России от 29 марта 2004 г. № 21– 09/21077 и от 10.09.2004 № 21-09/58952). Сотрудники Минфина считали, что «НДС, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, является невозмещаемым налогом. Поэтому сумма налога включается в стоимость приобретаемых объектов или в расходы в порядке, установленном ст. 346.16 НК РФ» (Письма Минфина России от 04.11.2004 № 03-03-02-04/1/44 и от 08.06.2005 № 03-03-02-04/1/140).9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;(п. 11 в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ)12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;13) расходы на командировки, в частности на:проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, при этом не важно какая организация оказала вам эти услуги;16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);17) расходы на канцелярские товары;18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров. В случае если организацией сырье, материалы, а также услуги производственного характера списаны в производство в период применения упрощенной системы налогообложения, а оплачены после перехода на общеустановленный режим налогообложения с использованием метода начисления, то расходы по оплате данных сырья, материалов, а также услуг производственного характера признаются расходами при переходе на общеустановленный режим налогообложения;24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;31) судебные расходы и арбитражные сборы;32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК;34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.С 1 января 2008 года перечень расходов увеличился, в соответствии с изменениями внесенными Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –Закон № 85-ФЗ), налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может дополнительно уменьшить полученные доходы на величину следующих расходов:1) на приобретение товаров для перепродажи;2) по вывозу твердых бытовых отходов;3) на обслуживание контрольно-кассовой техники;4) на стоимость достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения основных средств.По вопросу отнесения на расходы сумм оплаты по вывозу твердых бытовых отходов сообщаем, что в соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК начиная с 1 января 2008 г. налоговая база по налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может уменьшаться на величину расходов по вывозу твердых бытовых отходов.Таким образом, налогоплательщик будет иметь право учесть в составе расходов оплату по вывозу твердых бытовых отходов, однако это будет возможно только после вступления в силу данного положения, то есть после 1 января 2008 г., при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период 2007 г.По вопросу учета налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, расходов по оплате бухгалтерских услуг при отсутствии у организации, предоставляющей такие услуги, лицензии на осуществление аудиторской деятельности сообщаем следующее. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации осуществляют свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Вместе с тем на основании подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе при исчислении налога учесть в составе расходов расходы на бухгалтерские услуги.В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в зависимости от объема учетной работы ведение бухгалтерского учета может быть передано на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. При этом указанный Федеральный закон и законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривают обязанности организации, оказывающей бухгалтерские услуги, иметь лицензию на осуществление указанного вида деятельности.По вопросу учета расходов по передаче отчетности в электронном виде в налоговые органы через аудиторские организации сообщаем, что указанные расходы могут учитываться при исчислении налога на основании подп. 18 п. 1 ст. 346.16 Кодекса как расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ, а также, принимая во внимание кассовый метод учета доходов и расходов, расходы по оплате стоимости приобретенных для дальнейшей реализации товаров признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по единому налогу на дату их осуществления (дату получения доходов от реализации таких товаров).Пунктом 1 ст. 272 «Порядок признания расходов при методе начисления» гл. 25 НК РФ предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений данной главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318—320 НК РФ.Стоимость покупных товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации (п. 2 ст. 320 НК РФ).При этом согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.Если организацией товар приобретен и оплачен поставщику в период применения упрощенной системы налогообложения, а доход от реализации данного товара получен организацией после перехода на общий режим налогообложения с использованием метода начисления, и право собственности на данный товар перешло к покупателю после перехода указанного налогоплательщика на общий режим налогообложения, расходы по оплате покупной стоимости товаров признаются расходами при переходе на общий режим налогообложения.Если организацией приобретен и отгружен товар в период применения упрощенной системы налогообложения и право собственности на данный товар перешло к покупателю до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а доход от реализации данного товара получен организацией и оплата товара поставщику произведена после перехода на общий режим налогообложения с использованием метода начисления, то расходы по оплате покупной стоимости товаров не учитываются налогоплательщиком ни при расчете налоговой базы по единому налогу, ни при расчете налоговой базы по общеустановленной системе налогообложения.Перечень расходов «упрощенца» дополнен с 2006 года и другими затратами, которые раньше учитывать при исчислении налоговой базы по единому налогу не разрешали:– расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;– расходы, на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;– расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;–расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);– судебные расходы и арбитражные сборы;– расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате организации, и т.д.Затраты признаются в составе расходов после их фактической оплаты, а именно:1) материальные расходы и расходы по оплате труда – в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.ПримерОрганизацией, применяющей УСН, приобретены в январе 2007 г. материально– производственные запасы на сумму 236 тыс. руб. с НДС. Оплата МПЗ полностью произведена в январе 2007 г. до начала их поставки. В этом же месяце передано в производство 50%, закупленных МПЗ на сумму 118 тыс. руб.Налогоплательщик имеет право учесть в расходах за январь 2006 г. 118 тыс. руб., хотя оплата была произведена полностью за всю поставку.2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, – по мере реализации указанных товаров.При этом налогоплательщик имеет право для целей налогообложения использовать один из методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товаров.Согласно письма Минфина России от 13.05.2005 № 03-03-02-02/70, расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, по оплате стоимости покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты, независимо от времени реализации товаров.При определении материальных расходов, согласно п. 5 статьи 254 НК Российской Федерации (далее – Кодекс), не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.При этом разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 письма МНС России от 11.06.2003 № СА-6-22/657, в части распространения на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного ст. 273 НК РФ, были признаны не соответствующими действующему налоговому законодательству.В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 101– ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», расходы по приобретению товаров для дальнейшей реализации должны учитываться по мере их реализации, а расходы по приобретению сырья и материалов – по мере их списания в производство.ПримерНалогоплательщик, применяющий УСН, приобрел в январе 2007 г. товары для перепродажи: 5 января – на сумму 140 тыс. руб. с НДС, 12 января – на сумму 160 тыс. руб. с НДС, 19 января – на сумму 175 тыс. руб. с НДС, 26 января – на сумму 190 тыс. руб. с НДС. Товар был оплачен в январе. Доставка товаров осуществлялась организацией– поставщиком, дополнительная плата за нее составила 20 тыс. руб. На 1 января 2007 г. на складе остаток товаров составил сумму 30 тыс. руб. По состоянию на 1 февраля 2007 г. реализовано 80% товара, или на сумму 556 тыс. руб. по стоимости последних по времени приобретения.Расходы по доставке 20 тыс. руб. учитываются налогоплательщиком полностью в январе 2007 г.3) учесть расходы на уплату налогов и сборов в размере, фактически уплаченном, а при наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учесть в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.Статьи 13—15 НК РФ устанавливают федеральные, региональные и местные налоги, а налогоплательщик, применяющий УСН, не платит только НДС, налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог (за исключением уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Кроме того, организации, применяющие УСН, производят уплату НДС по законодательству РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.4. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов учесть в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ в последний день отчетного (налогового) периода, но при условии их полной оплаты и использования для осуществления предпринимательской деятельности.Если в счет оплаты товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав организация выдала вексель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения», то расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав подлежат учету после оплаты векселя. Но если плательщик УСН имел вексель третьего лица и передал его в оплату приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, то в этом случае расходы учитываются на дату передачи указанного векселя. Указанные расходы и соответствующие п. 5, 2 ст. 346.17 учитываются исходя из цены договора, но не выше суммы долгового обязательства, указанного в векселе.Так как при учете доходов и расходов по методу оплаты не возникают суммовые разницы, то в п. 3 ст. 346.17 НК РФ внесено уточнение о том, что если налогоплательщик определяет доходы и расходы согласно требованиям этой статьи, то есть кассовым методом, то суммовые разницы при заключенных договорах в условных единицах не учитываются при исчислении налоговой базы.ПримерОрганизация, перешедшая на УСН, заключила договор на поставку материалов 30.08.2007 на сумму 5000 долл. США по курсу 28,4368 руб. за 1 долл. США, или 142,2 тыс. руб. Материалы были организацией– поставщиком поставлены 01.09.2007 (в оценке 142,8 тыс. руб.), а оплата произведена 05 сентября 2007 г. в сумме 141,5 тыс. руб.Материалы полностью списаны были на затраты производства в августе 2007 г., а учтены в сентябре и в оценке 141,5 тыс. руб.Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеют право уменьшать (но не более чем на 30%) исчисленную ими за налоговый период налоговую базу по единому налогу на сумму убытков, полученных ими по итогам предыдущих налоговых периодов применения данного специального налогового режима.Сумма не учтенных налогоплательщиками при исчислении налоговой базы за налоговый период убытков подлежит переносу на будущее.Перенос убытков может быть осуществлен налогоплательщиками не более чем на десять очередных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, по итогам которого впервые получены убытки.В этих целях убытки, полученные налогоплательщиками за каждый очередной налоговый период из десяти следующих за налоговым периодом, по итогам которого впервые были получены убытки, суммируются с остатком ранее не перенесенных убытков. При этом совокупная сумма переносимых убытков не может превышать 30% налоговой базы за истекший налоговый период.Убытки, не перенесенные на ближайший (ближайшие) следующий (следующие) налоговый (налоговые) период (периоды), могут быть перенесены полностью, либо частично (в зависимости от их суммы) на следующий за ним (за ними) налоговый период из оставшихся следующих налоговых периодов.Неперенсение ранее полученных убытков на ближайший (ближайшие) следующий (следующие) налоговый (налоговые) период (периоды) не продлевает установленный п. 7 ст. 346.18 НК РФ предельный срок перенесения убытков на будущее.ПримерНалогоплательщик получил по итогам налогового периода 2006 г. доходы в сумме 1 200 000 руб. и понес расходы в сумме 1 550 000 руб.Таким образом, по итогам данного налогового периода налогоплательщик получил убыток в сумме 350 000 руб. (1 200 000 руб. – 1 550 000 руб.).По итогам налогового периода 2006 г. налогоплательщик получил доходы в сумме 1 100 000 руб. и понес расходы в сумме 800 000 руб.Налоговая база по единому налогу за налоговый период 2006 г. составляет 300 000 руб. (1 100 000 руб. – 800 000 руб.).Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период 2006 г., составляет 90 000 руб. ((300 000 руб. x 30 : 100) < 350 000 руб.).Сумма единого налога, подлежащая уплате за налоговый период 2006 г., составляет 31 500 руб. ((300 000 руб. – 90 000 руб.) x 15 : 100).Оставшаяся часть неперенесенного убытка в сумме 260 000 руб. (350 000 руб. – 90 000 руб.) учитывается налогоплательщиком при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.По итогам налогового периода 2007 г. налогоплательщик получил убыток в сумме 150 000 руб.Налоговая база и сумма единого налога не исчислялись.По итогам налогового периода 2008 г. налогоплательщик получит доходы в сумме 1 620 000 руб. и понес расходы в сумме 1 390 000 руб.Налоговая база по единому налогу за налоговый период 2008 г. составит 230 000 руб. (1 620 000 руб. – 1 390 000 руб.).На начало 2008 г. общая сумма ранее не перенесенного убытка составляет 410 000 руб. (260 000 руб. + 150 000 руб.).Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период 2008 г., будет равна 69 000 руб. ((230 000 руб. x 30 : 100) < 410 000 руб.).Сумма единого налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода 2008 г., составит 24 150 руб. ((230 000 руб. – 69 000 руб.) x 15 : 100).Сумма убытка, подлежащая переносу на следующие налоговые периоды, составляет 341 000 руб. (410 000 руб. – 69 000 руб.).Исчисление налоговой базы и суммы единого налога, подлежащей уплате по итогам следующих налоговых периодов, производится в аналогичном порядке.ПримерНалогоплательщик получил по итогам налогового периода 2006 г. доходы в сумме 640 000 руб. и понес расходы в сумме 780 000 руб.Таким образом, по итогам данного налогового периода налогоплательщик получил убыток в сумме 140 000 руб. (640 000 руб. – 780 000 руб.).По итогам налогового периода 2007 г. налогоплательщик получил доходы в сумме 830 000 руб. и понес расходы в сумме 275 000 руб.Налоговая база по единому налогу по итогам налогового периода 2007 г. составляет 555 000 руб. (830 000 руб. – 275 000 руб.).Сумма убытка, уменьшающая налоговую базу за налоговый период 2007 г., составляет 140 000 руб. ((555 000 руб. x 30 : 100) > 140 000 руб.).Таким образом, сумма убытка, полученного налогоплательщиком по итогам налогового периода 2006 г., полностью учитывается им при исчислении налоговой базы по единому налогу за налоговый период 2007 г.Сумма единого налога, подлежащая уплате за налоговый период 2007 г., составляет 62 250 руб. ((555 000 руб. – 140 000 руб.) x 15 : 100).

4.3. Переход на работу по патенту

Упрощенная система налогообложения на основе патента введена Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ с 1 января 2006 г., но действует она лишь в тех субъектах Российской Федерации, региональные власти которых успели принять соответствующий закон, утвердили возможность применения УСН на основе патента, а также определили конкретный перечень видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение патентной УСН.

Переход на УСН на основе патента возможен при соблюдении следующих обязательных условий:

1) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

2) не должен использоваться труд наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера;

3) осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Следует обратить внимание, что применять патентную форму УСН вправе индивидуальный предприниматель, осуществляющий только один из предусмотренных в п. 2 видов деятельности. Получить два или три патента на разные виды деятельности нельзя. Причем индивидуальный предприниматель, осуществляющий один из перечисленных видов предпринимательской деятельности, не обязан переходить на УСН на основе патента. Это дело добровольное.

Согласно внесенных изменений в ст. 346.25.1 НК РФ патент может выдаваться по выбору предпринимателя на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год. Минфин России обращает внимание на то, что указанные периоды должны быть внутри календарного года. Период, на который выдается патент, не может переходить на следующий календарный год. Иными словами, индивидуальный предприниматель перед началом IV квартала не вправе потребовать выдачи ему патента на следующие 12 месяцев.

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ уточнил, что налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, не должны представлять налоговую декларацию (п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ), однако должны вести книгу учета доходов и расходов (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Минфин России в связи с этим отметил, что представлять налоговую декларацию не требуется и по итогам 2007 г. А поскольку для предпринимателей, применяющих УСН на основе патента, объектом налогообложения являются доходы, учитывать в книге расходы не обязательно.

Также внесено изменение, которое касается категории бизнесменов работающих на патенте: отныне «упрощенный» патент будет действителен на территории лишь одного субъекта Российской Федерации. Поясняем, предпринимателю, желающему вести свою деятельность в другом регионе, придется приобретать новый, «местный» патент. Разумеется, при условии, что в данной области или округе возможность применения патентной «упрощенки» предусматривает местное законодательство.

В связи с изменениями, внесенными в п. 9 ст. 346.25.1 НК , при утрате права на применение «патентной» УСН, предприниматель сможет вернуться на нее не ранее чем через три года.

Стоимость патента может измениться, в связи с тем, что с 2008 г. потенциально возможный доход по каждому из «патентных» видов деятельности будет ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор.

Более приятные изменения касаются стоимости патента. С 1 января 2008 года оставшуюся стоимость патента можно будет уменьшить на стоимость фиксированных взносов.

Для предпринимателей, купивших патент на предпринимательскую деятельность появилось официальное разрешение не заполнять «упрощенную» декларацию. Однако при этом от обязанности вести книгу доходов и расходов новая редакция Налогового кодекса их не освободит.

Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 НК РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке отсутствует понятие «бытовые услуги, т.к. понятие „бытовые услуги“ очень объемное по Общероссийскому классификатору и вызывает немало споров, что проявилось, в частности, при введении во многих субъектах РФ другого специального налогового режима – ЕНВД.

С 1 января 2008 года пересмотрен список видов деятельности, подлежащих налогообложению по патенту. В этот список включен 61 вид деятельности (в 2007 году было – 58):

1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) ремонт, окраска и пошив обуви;

3) изготовление валяной обуви;

4) изготовление текстильной галантереи;

5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

6) изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;

7) изготовление оград, памятников, венков из металла;

8) изготовление и ремонт мебели;

9) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

10) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

11) производство инвентаря для спортивного рыболовства;

12) чеканка и гравировка ювелирных изделий;

13) производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр;

14) изготовление изделий народных художественных промыслов;

15) изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

16) производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней;

17) выделка и крашение шкур животных;

18) выделка и крашение меха;

19) переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу;

20) расчес шерсти;

21) стрижка домашних животных;

22) защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;

23) изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика;

24) ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий;

25) изготовление и ремонт деревянных лодок;

26) ремонт туристского снаряжения и инвентаря;

27) распиловка древесины;

28) граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике;

29) изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов;

30) копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;

31) чистка обуви;

32) деятельность в области фотографии;

33) производство, монтаж, прокат и показ фильмов;

34) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

35) предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка);

36) оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов;

37) предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;

38) автотранспортные услуги;

39) предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу;

40) техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;

41) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

42) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

43) услуги по уборке жилых помещений;

44) услуги по ведению домашнего хозяйства;

45) ремонт и строительство жилья и других построек;

46) производство монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

47) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

48) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;

49) нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла;

50) услуги по остеклению балконов и лоджий;

51) услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов;

52) услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству;

53) тренерские услуги;

54) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

55) производство хлеба и кондитерских изделий;

56) сдача в аренду (внаем) собственного недвижимого имущества, в том числе квартир и гаражей;

57) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

58) ветеринарные услуги;

59) услуги платных туалетов;

60) ритуальные услуги;

61) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров.

Напомним, что из этого списка регион вправе выбрать отдельные виды деятельности, переводимые на патент.

Вводить систему налогообложения в виде патента на определенной территории и определять перечень видов деятельности и вести расчет стоимости патента , а также право выбора: работать по УСН или по патенту , должны субъекты РФ.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСН (ст. 346.11—346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как «классическую» упрощенную систему, так и «упрощенку по патенту».

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год и на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, упомянутых в региональном законе.

Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Патент на более короткий срок (квартал, полугодие, девять месяцев) будет «стоить» дешевле – его стоимость подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.

Определение потенциально возможного дохода предпринимателя. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный законом субъекта РФ для налогообложения по патенту, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный для налогообложения ЕНВД, то размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной ст. 346.29 НК РФ, в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на «упрощенку по патенту», производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. То же произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на «УСН по патенту» индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Утверждены следующие формы документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (приказ от 31 августа № САЭ– 3– 22\417):

форма № 26.2.П-1 «Заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента» согласно приложению № 1 к настоящему Приказу;

форма № 26.2.П-2 «Уведомление об отказе в выдаче патента» согласно приложению № 2 к настоящему Приказу;

форма № 26.2.П-3 «Патент на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента» согласно приложению № 3 к настоящему Приказу.

Пример

Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Москве и оказывающий услуги переводчика, решил приобрести патент на право применения УСН сроком на 1 год. В соответствии с ОКУН эти услуги подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Поэтому потенциально возможный годовой доход для данного вида деятельности составляет 180 000 руб. Следовательно, годовая стоимость патента будет равна 10 800 руб. (180 000 руб. × 6%). Если патент приобретается на полгода, то его стоимость будет в два раза меньше – 5400 руб.

Патент может оплачиваться не сразу. Не позднее 25 дней с начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента оплачивается 1/3 стоимости патента, остальная часть – в течение 25 дней после окончания периода, на который выдан патент.

Предприниматели, работающие на основе патента, также обязаны начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Однако при начислении имеются некоторые особенности. В соответствии с п. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в ПФР в виде фиксированного платежа. Минимальный его размер – 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. идет на финансирование страховой, а 50 руб. – накопительной части трудовой пенсии. При этом предприниматель может уплатить взносы единовременно за текущий календарный год в сумме, равной годовому размеру платежа, или частями в течение года в суммах не менее месячного размера платежа (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582).

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 НК РФ «упрощенцы», исчисляющие налог с дохода, имеют право уменьшить сумму налога на величину начисленных и уплаченных пенсионных взносов. А может ли это сделать предприниматель, применяющий УСН на основе патента? Согласно Письму Минфина России от 26.09.2005 N 03-11-02/44 стоимость патента можно уменьшить на сумму страховых взносов при оплате оставшейся стоимости патента по окончании периода, на который он был получен. Стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50%. При этом необходимо соблюдение двух условий:

1) взносы должны быть оплачены;

2) уплата взносов должна быть осуществлена не позднее 25 дней по истечении срока действия патента.

Во всех остальных случаях сэкономить на стоимости патента будет невозможно.

Пример

Предприниматель приобрел патент на полгода – с 1 января по 30 июня 2007 г. до 25 января он обязан оплатить 1/3 стоимости патента, оставшуюся часть – не позднее 24 июля. Больше в 2007 г. патент не покупался.

Вариант 1.Предприниматель уплачивает страховые взносы единовременно за текущий календарный год в конце года. Следовательно, уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов он не сможет.

Вариант 2.Предприниматель уплачивает взносы ежемесячно 3-го числа. При оплате оставшейся стоимости патента он уменьшает ее на сумму страховых взносов, которые уплатил за период с 1 января по 24 июля 2007 г. При этом пенсионные взносы могут уменьшить налог максимум на 50%.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, в соответствии с Письмом Минфина России от 09.02.2006 г. N 03-11-02/34, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма и порядок заполнения данной книги утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н. Также необходимо соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Учитывая механизм исчисления и уплаты стоимости патента, установленного ст. 346.25.1 НК РФ, индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН на основе патента не должны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации, предусмотренные ст. 346.23 НК РФ. А вот статистическую отчетность, установленную Госкомстатом России для индивидуальных предпринимателей необходимо представлять в Госкомстат своевременно.

В настоящее время предприниматели могут осуществлять вид деятельности, который в соответствии с региональным законодательством подпадает под две системы налогообложения – ЕНВД и УСН на основе патента. В этом случае приоритет имеет ЕНВД, поскольку является обязательным налоговым режимом, а переход на УСН на основе патента – лишь право налогоплательщика.

Предприниматель осуществляет деятельность в двух разных районах одного региона. В регионе принят закон о применении УСН на основе патента. При этом в одном из районов введен ЕНВД, а в другом нет. Эта ситуация рассмотрена в Письме Минфина России N 03-11-02/44. В этом случае необходимо вести раздельный учет доходов и расходов и платить в разные бюджеты разные налоги.

Предприниматели, применяющий УСН на основе патента могут потерять право на ее применение в следующих случаях:

1) привлечение в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера);

2) осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации;

3) неуплата (неполная уплата) одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента;

4) если по итогам налогового (отчетного) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 20 млн руб.

При нарушении хотя бы одного из этих условий предприниматель обязан перейти на обычную систему налогообложения в том периоде, на который был выдан патент. При этом сумма патента, уплаченная ранее, из бюджета не возвращается.

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ при возврате на общий режим налогообложения за несвоевременную уплату налогов при этом режиме пени и штрафы не уплачиваются.

В соответствии с изменениями, внесенными федеральным законом от 17.05.2007г. № 85-ФЗ внесено несколько серьезных изменений, которые прокомментированы письмом Минфина России от 14.08.2007 №03-11-02/230). Рассмотрим эти изменения:

1) Изменение порядка получения патента в связи с применением УСН. Федеральным законом от 17.05.2007 №85-ФЗ внесены изменения в статью 346.25.1 НК РФ, определяющую порядок применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Во-первых, уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешается применять в соответствии с указанным налоговым режимом. Установлено, что переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдан патент.

Во-вторых, налогоплательщик, имеющий патент в одном субъекте, имеет право подать заявление на получение патента на территории другого субъекта Российской Федерации. При этом патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан.

В-третьих, патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, 6 месяцев, 9 месяцев, календарный год, то есть на период в пределах календарного года. И этот период не может переходить на следующий календарный год.

2) Определение размера потенциального дохода при отсутствии изменений по этому поводу.

Если законом субъекта Российской Федерации по какому-либо из видов предпринимательской деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на следующий календарный год не изменен, то при определении годовой стоимости патента учитывается действовавший в предыдущем году. При этом размер потенциального дохода ежегодно, начиная с 2008 года, подлежит индексации на указанный в абзаце 3 пункта 2 статьи 346.12 НК РФ коэффициент-дефлятор.

3) Действия налогоплательщика при нарушении условий применения УСН на основе патента.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщать в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.

Индивидуальному предпринимателю, перешедшему с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, разрешено вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение данной системы налогообложения.

4) Возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения на основе патента, разрешено при оплате оставшейся части стоимости патента уменьшать ее на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В случае если налогоплательщик, например, имеет два патента (в субъекте по месту жительства и в другом субъекте Российской Федерации), то он может воспользоваться правом на указанный вычет только по месту жительства.

5) Ведение и сдача отчетности индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность согласно патенту.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций. Не должны они представлять налоговые декларации и за 2007 год.

В то же время, они обязаны вести налоговый учет в «Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». В связи с тем, что объектом налогообложения у них являются доходы, то вести налоговый учет расходов не обязательно.

08.06.2010 16:17