Факторинг – драйвер развития бизнеса

Факторинг – драйвер развития бизнесаФакторинг – финансовая услуга для предпринимателей, схожая по смыслу с кредитом, но имеющая ключевые отличия. Услуга полезна для предпринимателей, так как позволяет получить деньги для увеличения оборота, избежать кассового разрыва и т. д.

Что такое факторинг

Часто встречаются сделки с отсрочкой платежа, либо с оплатой по факту поставки. Т. е. заказчик не может сразу оплатить товар/услугу. А производитель или поставщик не хочет терять выгодный заказ в условиях конкуренции.

Например, сети магазинов строительных материалов потребовался товар для продажи, но пока предприниматель не может оплатить его. Производитель тоже не хочет терять заказ. Поэтому обе стороны могут обратиться в факторинговую компанию, которая предоставит деньги.

Фактором выступает организация, оказываются услугу факторинга. Она платит поставщику за товар вместо сети магазинов. В данной ситуации производитель материалов будет продавцом (фактически кредитором), а покупатель (сеть магазинов) – дебитором. После этого фактор сможет требовать возврат денег с процентами уже с дебитора.

Получается, что производитель материалов сразу получил деньги за товар, т. е. может пускать их в оборот, избегая кассового разрыва. Покупатель товара тоже доволен, так как получил стройматериалы, не имея денег за покупку.

Расчет на то, что после реализации товара сеть магазинов сможет вернуть деньги фактору и выйти в плюс. Само собой, за услугу придется платить. Фактор работает с дисконтом, давая часть денег (до 95%), а требуется потом все 100%.

Дебитор (покупатель/заказчик) за счет факторинга имеет возможность получить товар, когда денег на его оплату нет.

Ключевым плюсом факторинга для кредитора (поставщика) является возможность избежать кассовых разрывов и увеличить оборот. Ведь если он откажется работать с отсрочкой платежа, то потеряет заказчика, который пойдет к конкуренту.

Как работает факторинг

Например, есть цех по изготовлению деталей «А». У компании небольшой оборот, и она получает выгодный заказ, по которому через месяц нужно изготовить крупную партию деталей стоимостью в 300 тыс. руб. Компании «А» не хочется терять этот заказ, но покупатель деталей не готов пока работать с предоплатой. Он согласен заключить договор с оплатой по факту поставки.

Получается, что «А» не хватает денег на изготовление всей партии, ведь нужно закупить металл для деталей. Плюс другие расходы: аренда цеха, зарплата работникам, обслуживание станков и т. д. Тогда он находит поставщика металла «B», который согласен работать через факторинговую компанию «C».

На металл для деталей требуется потратить 100 000 р., которых у «А» нет. Тогда компания договаривается с фактором, который готов предоставить средства. Все три стороны заключают договор. Фактор передает «B» 90% от суммы покупки металла (т. е. 90 000 р.). Второй поставляет товар изготовителю «A». С этого момента факторинговая компания получает право требовать деньги с изготовителя (он же покупатель и дебитор) в размере 100 000 р. В данном случае комиссия фактора составляет 10%.

Компания «А», получив металл, за месяц изготовила партию деталей, сдала заказ и заработала 300 000 руб. После этого она вернула фактору 100 000 р. В итоге выгоду получили все.

Виды факторинга

Выделяются 7 видов факторинга:

1. С регрессом. Риски неисполнения договора одной из сторон (покупатель и продавец) не ложатся на плечи факторинговой компании. К примеру, покупатель не смог в установленный срок вернуть средства. Если факторинг с регрессом, то убытки фактору будет возмещать продавец, т. е. он должен будет отдать деньги, которые получил за свой же товар. Стоит сказать, что такой вид факторинга сегодня встречается очень редко, так как продавцы на него не соглашаются.

2. Без регресса. В данном случае все риски на себя берет факторинговая компания. Она сама взыскивает деньги с покупателя.

3. Открытый. При таком факторинге осведомляются все стороны сделки. Т. е. продавец знает, что получил деньги не от покупателя, а от фактора.

4. Закрытый. Здесь все наоборот: продавец не осведомлен, что для оплаты поставки была привлечена третья сторона в лице факторинговой компании. Хотя его это и не касается, если факторинг с регрессом, так как с фактором потом будет рассчитываться покупатель.

5. Реальный. Договор заключается после поставки товара покупателю.

6. Консенсуальный. Такой факторинг отличается тем, что стороны сначала заключают договор, а оплата подразумевается в будущем.

7. Внутренний. Сделка заключается с компанией, находящейся в той же стране. Если она зарегистрирована за рубежом, то это уже международный факторинг.

Вместо вывода

В ряде случаев факторинг обходится дороже, чем кредит. Однако кредитования не всегда доступно предпринимателю по разным причинам. В целом же факторинг – возможность увеличить доход, имея малый оборот средств.

10.09.2021 13:45