Как различные модели регулирования обработки и передачи личных данных влияют на развитие торговли цифровыми услугами

Как различные модели регулирования обработки и передачи личных данных влияют на развитие торговли цифровыми услугамиМировая экономика зависит от торговли цифровыми услугами и трансграничных потоков передачи данных. Однако правила обработки персональной информации в большинстве стран не были измерены или классифицированы. Давайте постараемся классифицировать подходы к регулированию в 116 странах и исследуем последствия регулирования обработки личных данных для рынка электронной торговли и рекламы. Возможно, что излишние ограничительные рамки в вопросах законодательства могут негативно повлиять на стоимость и объем торговли не только между странами, но внутри государственных границ.

Цифровые услуги и трансграничные потоки данных являются одними из самых быстрорастущих компонентов глобализации и создают огромные преимущества для мировой экономики и рынка рекламы. Торговля цифровыми услугами в значительной степени зависит от способности компаний обрабатывать и передавать большой поток данные через границы, что, в свою очередь, зависит от правил, регулирующих передачу этой информации.

Среди различных типов данных, личные данные, особенно чувствительны из-за проблем, связанных с конфиденциальностью и национальной безопасностью. В то же время, однако, эта информация активно используются компаниями для целевой рекламы своих услуг. Поэтому страны все больше регулируют этот тип данных, что привело к фрагментированной картине во всём мире.

Сейчас цифровая торговля и управление данными формируются тремя основными мировыми игроками: США, ЕС и Китаем. Специалистами обсуждаются резкие различия между Китаем и США в нормативных подходах к управлению персональными данными. Отдельным игроком, пытающимся регулировать, так же, как и в Поднебесной, вообще всю информацию, является Россия. Однако ни один из этих основных игроков не пытается определить, измерить и классифицировать различные модели данных, которым следуют страны по всему миру, на основе их определяющих характеристик. Ведь некоторые из этих нормативных подходов к персональным данным могут дорого обходиться всей торговле даже внутри страны, как это было продемонстрировано всему миру на примере России.

Три модели данных

Положения о персональных данных в разных странах сильно различаются. Тем не менее, основываясь на общих чертах, можно выделить три основные модели данных с отличительными особенностями:

Первая модель данных характеризуется открытой передачей и обработкой данных (открытая модель);
Вторая модель основана на условной передаче и обработке данных (условная модель);
И третья модель основана на контролируемой передаче и обработке данных (модель управления).

Открытая модель отличается отсутствием ограничений на трансграничное перемещение личных данных, и страны, применяющие эту модель, склонны рассматривать конфиденциальность как личное право потребителя. Передача данных либо не регулируется, либо основана на добровольных стандартах частного сектора и подотчётности постфактум. На национальном уровне, страны, реализующие эту модель, не имеют всеобъемлющей структуры защиты данных, и поэтому субъекты данных имеют лишь ограниченные права, когда дело доходит до того, как обрабатываются их личные данные.

В условной модели передача и обработка информации личностного характера основана на нормативных гарантиях. Страны, принимающие эту модель, применяют комплексный и основополагающий подход к защите с превентивным регулированием. Для передачи персональных данных необходимо заранее выполнить определённые условия. К ним относятся, среди прочего, выводы о соответствии страны-получателя, принятие обязательных протоколов защиты данных, таких как обязательные корпоративные правила, стандартные положения контрактов, требования согласия субъектов данных и кодексы поведения. Для обработки данных эта модель отличается комплексным режимом защиты персональных данных с обширными правами субъектов данных.

Модель контроля более распространена среди стран, где концепция права на неприкосновенность частной жизни появилась сравнительно недавно. Эта модель включает строгие условия, включая запреты на передачу данных за границу, строгие требования к локальной обработке и специальное государственное разрешение на передачу любой информации такого рода. Для внутренней обработки эта модель предусматривает обширный и систематический контроль над личными данными для защиты национальной безопасности и общественного порядка, включая неизбирательный доступ государственных органов к любым, даже самым закрытым данным. Такая модель эксплуатируется в основном странами, с жёстким государственным регулированием или диктаторским режимом.

Глобальные паттерны моделей данных

Эти три модели стали эталоном для многих других стран при определении своих правил трансграничной передачи и внутренней обработки персональных данных. Страны не обязательно применяют одну и ту же модель к разным компонентам информации. Большинство стран в выборке используют одну и ту же модель для трансграничных переводов и внутренней обработки, в то время как около четверти стран придерживаются другой модели данных по двум компонентам. Например, Тунис, Кот-д'Ивуар и Украина следуют модели контроля для передачи данных и условной модели для внутренней обработки. Аналогичным образом Канада и Мексика применяют открытую модель для передачи заграничным контрагентам и условную модель для внутренней обработки.

Что касается компонента трансграничной передачи, то тут ситуация следующая:
- 38 стран следуют открытой модели;
- 66 стран следуют условной модели;
- и только 12 стран следуют модели жёсткого контроля, что не мешает этой информации утекать за границу, так как коррупционная составляющая в таких странах сильна и бесконтрольна.

Что касается внутреннего компонента обработки и использования информации личного характера, то открытой модели следуют 29 стран, условной модели - 75 стран, а модели тотального контроля – 12 стран.

Среди государств, использующих одну и ту же структуру как для передачи данных за границу, так и для внутренней обработки, наиболее распространённым подходом является условная модель (61 страна), за которой следует открытая модель (26 стран), затем модель контроля (5 стран).

Принятие модели данных в разных государствах не обязательно связано с каким-либо уровнем развития или технологическими возможностями. Из всех стран, исповедующих модель тотального контроля, только Бруней является единственной страной с высоким уровнем доходов. Похоже, что модель контроля более распространена среди стран с более низким потенциалом цифровых технологий, исключая Россию, в которой уровень развития информационных технологий пока достаточно высок. Но законодатели пытаются препятствовать свободному распространению информации, оперируя заботой о сохранении личных данных граждан.

Каждая представленная модель сосредоточена на большом экономическом рынке. Торговля между странами, разделяющими открытую модель, осуществляется в основном между странами Северной Америки, торговля между странами, разделяющими условную модель, в значительной степени определяется ЕС, в то время как торговля между странами, разделяющими модель контроля, эффективно регулируется только Китаем. Из остальных 11 государств, включая и благополучный Бруней, личные данные граждан утекают по серым схемам, благодаря всеобъемлющей коррупции в низших и средних эшелонах власти. Глобальный анализ показывает, что примерно 50% торговли цифровыми услугами происходит между парами стран, использующих одну и ту же модель данных, большая часть из которых происходит между странами, использующими условную модель.

Связывание торговли цифровыми услугами

Совместное использование открытой модели для трансграничной передачи данных положительно связано с онлайн торговлей, медиа- и наружной рекламой, цифровыми сервисами, тогда как использование условной модели для внутренней обработки данных также положительно коррелируется со всеми сегментами свободного рынка. Связь между условной моделью трансграничных переводов и торговлей цифровыми услугами неоднозначна: для цифровых сервисов существует отрицательная корреляция, тогда как на бизнес-услуги обмен информацией по условной модели влияет положительно.

Государства практикующие модель контроля, демонстрируют упадок по всем параметрам: они показывают отрицательную корреляцию между всеми сегментами рыночной структуры.
Поэтому, фрагментация избыточного регулирования в таких странах, вероятно, приведёт к дополнительным расходам для фирм, учитывая, что деловая деятельность должна быть согласована с несколькими (если не десятками) нормативных законов.

Недавний анализ сингапурских учёных на эту тему, даёт представление о дополнительных торговых издержках, связанных с различными моделями регулирования персональных данных. Те страны, которые находятся в процессе определения своей нормативно-правовой базы для персональных данных, могут получить представление, как каждая модель соотносится с торговлей цифровыми услугами и, в свою очередь, с их экспортными возможностями. Представленный анализ особенно актуален для развивающихся стран, учитывая их потенциал извлечения выгоды из глобальной торговли цифровыми услугами, благодаря самой природе Интернета, которая нивелирует расстояния.

Модели, сочетающие открытый режим трансграничной передачи с надёжными нормативными гарантиями для внутренней обработки персональных данных, по-видимому, наиболее благоприятны для торговли цифровыми услугами. Эти модели позволяют обезличенным массивам даннх беспрепятственно пересекать границу, в то же время создавая доверие благодаря гарантиям внутренней обработки.

Продолжающиеся в ВТО многосторонние обсуждения электронной торговли предоставляют бесценную возможность для продвижения к принятию общих стандартов, которые позволяют обмениваться данными при одновременной защите частной жизни граждан. Участники переговоров должны стремиться принять новаторскую, перспективную основу для глобальных информационных потоков, предоставляя адекватную техническую помощь и время странам, наименее способным выполнять согласованные правила.

15.09.2021 17:43